26 сентября композитор и трубач Айк Григорян объявил, что возвращается в Ереван после девяти с половиной удачных лет в Москве («первая труба» Московского джазового оркестра Игоря Бутмана и лидер топового джазового комбо). На родину Григорян улетал не с пустыми руками: через месяц в главном ереванском джазовом клубе «Улиханян» он планировал провести презентацию дебютного альбома «Puzzle». Но 27 сентября началась война в Нагорном Карабахе, за месяц унесшая тысячи жизней и обернувшаяся для Армении национальной трагедией, и презентацию в сложившихся обстоятельствах пришлось перенести на неопределенный срок.
Когда слушаешь жизнерадостный и теплый «Puzzle», поначалу сильно щемит сердце: грустно из-за того, что Григоряна не услышать теперь в Москве; горько из-за трагедии в Арцахе; обидно, если Айк перестанет выступать («Трубу пока придется завязать в узел», — так он написал на своей странице в соцсети). Но радость музыки в итоге побеждает. Григорян из той редкой породы «классиков», которые, хоть и чтут каноны хард- и постбопа, но при этом звучат свежо и невымученно. Своей техничной и остроумной игрой Айк способен вдохнуть новую жизнь даже в заигранный до дыр стандарт, а для «Puzzle» он и вовсе заготовил семь оригинальных композиций.
По качеству материала, мастерству музыкантов и уровню записи «Puzzle» — пластинка мирового класса. Здесь находится место выразительным мелодиям («Fireplace»), ярким импровизациям, тонкому балансу между «горячими» номерами и балладной лирикой (плавящая воздух заглавная композиция и мягкая «Jarasum»), лихими ритмическими переходами (с постбопа в фанковый кач в «Night Trip», переходящий в ураганное барабанное соло в финале) и, наконец, интеллигентной — даже в моменты пикового накала страстей — подачей. В каждой композиции Григорян вместе с блистательным бэндом (Артур Григорян и
Давид Мелконян — альт-саксофоны, Манук Казарян — фортепиано, Артем Баскаков — контрабас, Карен Кочарян и Вартан Бабаян — барабаны) играет так умно, трепетно и страстно, что встает в один ряд с признанными корифеями жанра — Алексом Сипягиным, Томом Харреллом или, например, Джереми Пелтом.
Помимо того, что записанный в московской студии CineLab альбом дарит чувство гордости — и мейнстрим, оказывается, можем — названием и дизайном обложки (с винтовой «бесконечной» линией) он настраивает на философский оптимизм: какими бы сложными ни казались обстоятельства, жизнь продолжается, пазл рано или поздно сложится, и всё вернется на круги своя.