Билл Диксон:
элегическая абстракция
в звуках

Билл Диксон был, прежде всего, известным и авторитетным организатором. Именно он в 1964 году устроил важнейший фестиваль новоджазовой музыки «Октябрьская революция в джазе» (October Revolution in Jazz) и основал влиятельную «Гильдию джазовых композиторов» (Jazz Composers Guild). Его музыкальные заслуги долгое время не замечали должным образом, и многие годы Диксон был самым настоящим подпольным музыкантом, несмотря на то, что именно его стиль был одним из источников вдохновения для чикагской школы нового джазового искусства. Однако время расставило всё по местам, и сейчас Билла Диксона признают одним из пионеров фри-джаза, смелым музыкальным исследователем, завоевавшим для любителей музыки новые музыкальные пространства. Именно он, наряду с пианистами Сесилом Тейлором и Полом Блеем, а также саксофонистом Арчи Шеппом, стал одним из героев фильма “Imagine the Sound (реж. Рон Манн, 1981), посвященного фри-джазу, его концепциям и генезису.

Музыка Билла Диксона разнообразна. Его ранние работы с Арчи Шеппом, такие, как “Trio” или “Quartet”, созданные Диксоном в 37 лет, еще хранят в себе влияние джазовых идиом, регулярной метрики. Они быстры, подвижны. Их поэтичность — в конфликте, движении, броске, интенсивности и восторге, в остром и приправленном музыкальными анекдотами языке повествования.

“Trio” с альбома “Archie Shepp – Bill Dixon Quartet” (Savoy, 1962)

И наоборот, более поздние работы Диксона, например, композиции с “Intents and Purposes” (RCA Victor, 1967), его первого альбома в качестве лидера, часто медленны, задумчивы, интровертны. Они неторопливо обрастают узорами и линиями, превращая тишину в оживший звук. Они интенсивны, а не экстенсивны, предпочитают творить мир в себе, а не вторгаться во внешние пространства. Даже когда труба, как в композиции “Metamorphosis 1962-1966″, заходится в экстазе и задыхается в поспешном бегстве, основой, опорным пунктом для музыки становится неторопливое, самососредоточенное движение. Будто бы лунная гондола, не зная спешки и суеты, плывет среди звезд и туманностей. Это чувство спокойствия и внутреннего баланса только усиливается на последнем студийном альбоме трубача “Tapestries for Small Orchestra” (Firehouse 12, 2008) — пожалуй, наиболее лиричной и поэтичной записи Диксона.

“Durations of Permanence” с альбома “Tapestries for Small Orchestra”

У Билла Диксона в жизни были две страсти — музыка и изобразительное искусство. Талантливый художник-абстракционист, он вносил в свое музицирование чудесное и редкое чувство колорита, сдержанную экспрессивность, гармоничность соразмерных жестов. Он музицировал цветом, мазками, а рисовал звуком. Единство изобразительности и музыкальности в его творчестве, союз языка пятен и визуальных структур с неведомым, непроницаемым языком звуков создают царства пылающего, пламенеющего спокойствия, в котором все стремительно меняется, одновременно пребывая неизменным и вечным.

Билл Диксон, “The Cloisters”. Бумага, ручка, чернила, акрил.

Об авторе

Юрий Виноградов

Музыкант-импровизатор, саунд-продюсер и историк философии. Ведет Telegram-канал «Механика звука». Музыка на Bandcamp: Yuri Vinogradov.

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии