Во второй половине XX века, несмотря на доминирующее положение мужчин в джазовой индустрии, некоторые женщины смогли занять свое место на фри-джазовой сцене. Элис Колтрейн, Барбара Дональд, Моннетт Садлер стали одними из тех, кто расширял границы жанра и искал новые пути для импровизации. Их творчество объединяло духовный поиск, личный опыт и звуковые эксперименты — и сыграло важную роль в развитии фри-джаза.
Сегодня новые артистки продолжают этот путь. Они используют неожиданные инструменты — от арфы до модульного синтезатора, работают на пересечении джаза, эмбиента, госпела и электронной музыки и включают в свои произведения речь и шумы. В их композициях можно услышать политические высказывания, размышления о расизме, исторической памяти и идентичности.
В этой статье шесть современных артисток, которые формируют звучание фри-джаза нашего времени. У каждой из них свой подход, свои темы и свое представление о свободе в музыке.
Матана Робертс
Матана Робертс — саксофонистка, композитор, экспериментатор и медиахудожница. Она стала известна благодаря проекту «Coin Coin» — двенадцатичастному циклу, в котором сочетаются фри-джаз, декламация и архивные материалы, связанные с ее семьей, историей рабства и расизма.
Музыка Робертс выходит за пределы жанров: она объединяет фри-джаз, фолк, госпел и авангард, создавая панорамное звуковое полотно — смесь импровизации, повествования и абстрактной электроники.
«Американская традиция лоскутного шитья часто заключалась в том, чтобы брать разрозненные, не связанные части и сшивать их во что-то красивое и дающее утешение, — говорит она. — Именно это я и пытаюсь делать, создавая собственный звуковой язык: “сшивать” все эти разные звуки и текстуры, соединяя их в виде коллажа так, чтобы это приносило мне радость как американскому ремесленнику».
Альбомы Матаны Робертс — это вихрь звуковых слоев: ритмы сменяют друг друга, а ударные и духовые сливаются в клокочущий поток, из которого вдруг выныривает варган или голос самой Робертс, повторяющий отцовские слова: «Беги, как ветер».
Джейми Брэнч (1983–2022)
Американка Джейми Брэнч называла себя «психоделическим воином за мир, создающим музыку в пустоте». Она умерла в 2022 году в возрасте 39 лет и за свою относительно короткую карьеру успела стать заметной фигурой на современной джазовой сцене.
Говоря о Джейми Брэнч, прежде всего хочется отметить головокружительную энергию, которую она умела аккумулировать в своей музыке. Для примера послушайте композицию «Burning Gray» с ее посмертного альбома «Fly or Die Fly or Die Fly or Die ((world war))» (2023). Это третий и заключительный альбом в серии «Fly or Die», которую Джейми записала со своим квартетом Fly or Die.
Джейми Брэнч играла на трубе и была и композитором. Ее музыка соединяла фри-джаз, панк, электронику и латиноамериканские ритмы. Композиции Джейми могли быть резкими и агрессивными, но одновременно мелодичными и воздушными. Она легко переходила от шума к тишине, от четкого ритма к свободному звучанию — ее музыка всегда оставалась живой и выразительной.
Брэнч играла в дуэте Anteloper с барабанщиком Джейсоном Назари и выступала в других коллективах. На сцене она была активной и харизматичной и знала, как вовлечь слушателей в свое шоу. Труба Джейми звучала как голос, сигнал тревоги или песня, и в этих звуках всегда чувствовались мощная энергия и честность.
Зо Амба
Саксофонистке Зо Амба всего 25 лет, но ее уже называют одним из самых ярких молодых музыкантов в авангарде. Амбу хвалят даже признанные импровизаторы, вдвое и втрое старше нее, а ее второй альбом «O, Sun» 2022 года выпустил Джон Зорн на своем лейбле Tzadik.
Когда-то она часами искала на YouTube записи Джона Колтрейна, Коулмана Хокинса и Лестера Янга, пока не открыла для себя Альберта Айлера, который стал ее главным вдохновением. Мать не одобряла ее занятия музыкой, и Зо уединялась в лесах родного Кингспорта, чтобы практиковаться и искать собственный звук.
Она много говорит о духовности и изучает философию индуизма: «Всякий раз, когда я вхожу в это пространство, — говорит Амба, имея в виду саму музыку, — я воспринимаю это как момент, когда я могу приблизиться к Богу».
В музыке Зо Амбы сплетаются фри-джаз, госпел, церковные мотивы и минимализм. Ее звучание может быть шумным и острым, а может почти исчезать в тишине. Она любит длинные фразы, и повторяет их снова и снова, как будто пытается нащупать дыхание или пробиться сквозь внутреннее напряжение. В этих повторениях чувствуется и сосредоточенность, и одержимость, как будто звук для нее — это путь к чему-то большему, чем просто музыка.
Moor Mother
Настоящее имя Moor Mother — Камае Айева. Она поэт, музыкант и активистка из Филадельфии. Ее музыка соединяет фри-джаз, абстрактный хип-хоп и шумы, а ее композиции нередко становятся рупором для высказываний на острые темы.
Например, в песне «All the Money» с альбома «The Great Bailout» (2024) она говорит о том, как британская корона обогатилась за счет рабства и колоний. Песня построена как повторяющийся вопрос: откуда у них все эти деньги — и на чем построены имперские памятники. Также Moor Mother поднимает темы расизма, бедности и исторической памяти.
Помимо сольных альбомов Камае также участвует в коллективе Irreversible Entanglements, где продолжает работать с социальной тематикой, но уже в формате ансамблевой импровизации — с саксофоном, трубой, контрабасом и ударными.
«Нам нужно больше артистов, которые обращались бы к блюзу, фри-джазу и госпелу… Эти жанры — классическая черная американская музыка, но они также являются технологией освобождения», — говорит артистка.
Moor Mother регулярно выступает на фестивалях, в музеях и университетах и демонстрирует, что джаз, как и в годы гражданских протестов, всё еще может быть формой политического высказывания.
Нала Синефро
Нала Синефро — арфистка и композитор с карибскими корнями из Бельгии. Сейчас она живет в Лондоне и работает на стыке джаза, эмбиента и электронной музыки. В ее композициях переплетаются арфа, модульный синтезатор, клавишные и фортепиано, а звучание можно охарактеризовать как насыщенное и созерцательное.
Свои первые крупные шаги в музыке Синефро сделала в 22 года, когда самостоятельно спродюсировала, записала и свела дебютный альбом «Space 1.8». Эта пластинка принесла ей признание критиков, а второй альбом — «Endlessness» (2024) — утвердил ее репутацию новатора.
«Я не собиралась впечатлять людей шестьюдесятью аккордами и безумными мелодиями, — вспоминает Синефро. — Мне было интересно проверить, что может дать простота: возможность нажать одну ноту с чертовой кучей намерения».
Ее музыка спокойная, но не фоновая: она создает пространство, в котором можно остановиться и слушать. Это не традиционный джаз, но и не просто эмбиент. В композициях Синефро много воздуха и глубины, но при этом она не уходит в отвлеченность: музыка хорошо продумана, и в ней слышно авторское мышление.
Энджел Бэт Давид
Энджел Бэт Давид — кларнетистка, певица и композитор из Чикаго. Она сама записывает, сводит и выпускает свои альбомы, часто с минимальным набором техники. Например, один из первых своих альбомов, «The Oracle» (2019), Дэвид записала на смартфон, и это не помешало ее музыке звучать мощно и глубоко.
Бэт Давид видит джаз как часть африканской традиции, как ритуал и способ помнить, кто ты есть. В ее музыке мало академичности, но много энергии и прямоты. Она говорит о расизме, истории, борьбе и любви — и делает это на своем языке без оглядки на правила.
Она играет с группой Tha Brothahood и часто выступает на фестивалях, соединяя музыку с речью. Иногда это звучит как проповедь — только в музыкальной форме.
Музыка Энджел Бэт Давид сочетает фри-джаз, соул, госпел и афрофутуризм. Ее кларнет звучит как медиум, передающий энергию из другого измерения, а повседневные звуки становятся частью абстрактной партитуры. В ее записях и выступлениях много эмоциональной силы, политического посыла и стремления к внутренней и внешней свободе — и это можно почувствовать независимо от того, близок вам авангардный джаз или нет.