Дэвид Орнетт Черри — старший сын джазовой легенды Дона Черри. Дэвид Орнетт родился в 1958-м — в тот год вышла пластинка «Something Else!!!!», дебютный альбом cаксофониста Орнетта Коулмана и первая совместная работа Коулмана с Доном Черри, который назвал своего первенца в честь друга и ближайшего соратника. У Черри была большая семья и несколько детей, родных и приемных: широкой публике за пределами джазового мира известны Нене Черри и Игл-Ай Черри, «выстрелившие» в середине 90-х с большими поп-хитами. В отличие от них Дэвид Орнетт всегда оставался далек от коммерческой сцены, продолжая дело своего отца, с которым играл еще подростком. Дэвид рос и воспитывался среди небожителей американского джаза: он видел и слышал Элвина Джонса, Джона Колтрейна, Фэроу Сандерса и других великих экспериментаторов, писавших историю музыки. Его собственное творчество — продолжение их поисков и попытка переосмыслить их в современных реалиях.
Новый альбом музыканта продолжает серию записей, объединенных словом «органический» в названиях. «Органический» творческий метод Черри — это смешение спиричуэл-джаза и этнической музыки самого разного происхождения с электронным урбанистическим звучанием. Последняя из работ в этом цикле выходила у Черри в 2018 году, а вообще Дэвид Орнетт записывает новые диски почти каждый год и предпочитает выпускать их самостоятельно. Свежий альбом, однако, выпущен на лондонском лейбле Spiritmuse, который специализируется на спиричуэл-джазе и аудиофильском афрофутуризме (здесь вышло сразу несколько записей Каиля эль-Забара, а также альбом калифорнийского вокалиста Дуайта Трибла и его проекта Cosmic Vibarations). Надо признать, что музыка Черри пришлась на этом лейбле ко двору.
В арсенале Черри — клавишные и перкуссия, разнообразная электронная машинерия, а также изображенный на обложке альбома дусс’н-гуни — традиционный струнный инструмент, распространенный в Мали. Первым из западных музыкантов дусс’н-гуни стал использовать на своих записях и выступлениях именно Дон Черри, который был известен страстью к редким музыкальным инструментам из Африки и Азии. На альбоме также звучат вьетнамская и норвежская флейты, африканское банджо, барабаны дун-дун и другие традиционные инструменты.
Еще одним важным звуковым пластом в музыке Дэвида Орнетта Черри становится вокал: на альбоме практически не поют, но он наполнен абстрактными голосами, поэзией и речитативом. Это характерно, например, для открывающего альбом трека «So & So & So and So» и программной композиции «Ancestors Are Calling» — глубокого спиричуэл-номера, заставляющего вспомнить пластинку Дэвида Аксельрода «Earth Rot», где госпел и мифология индейцев навахо виртуозно встраивались в футуристичный джаз-фьюжн. В работе Черри улавливается та же театральность, слышны те же поэтические эпизоды и женские голоса с пророческими интонациями.
Композиция «Parallel Experience» неожиданно предстает дымным трип-хопом в лучших традициях конца 90-х. Перкуссия нагнетает тропическую жару, но неожиданно вступающие скрипки звучат в духе европейского средневековья и заставляют окончательно потеряться в пространстве и времени.
«Eagle Play» — еще одна несомненная удача альбома. Эта вещь сделана в традициях фри-джаза 60–70-х и во многом перекликается с той эпохой. Композиция рождает ощущение религиозно-музыкальной мистерии: древние восточные, азиатские и африканские мотивы пересекаются с авангардной импровизацией, музыка проходит путь от аритмичной какофонии до пульсирующего перкуссией глитч-попа и обратно. Закрывающая альбом композиция «Cosmic Nomad» — это уже фри-джаз чистой воды, еще одна отсылка к творчеству Черри-старшего и Орнетта Коулмана, которые фактически и придумали это направление.
Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка