Изразец
«Изразец»
(Addicted Label, 2021)

Московская группа «Изразец» очень долго шла к созданию дебютного альбома. Она образовалась еще в конце нулевых: басист Дмитрий Лапшин и барабанщица Оксана Григорьева вместе играли в составе тогда еще только делающей первые шаги команде «Бром», а гитарист Дмитрий Кузовлёв — в авант-панк-сладж-импров-хип-хоп-трио «Рудольф», также пришедшем к первому полноформатнику только сейчас. Впереди были годы, в которые радости творческого сотрудничества чередовались с драматичными размолвками. И даже после того, как материал для полноформатника был полностью готов, его выпуска пришлось ждать еще несколько лет (на обложке кассетного издания указан 2020 год издания, фактически же релиз состоялся в конце 2021-го). Словом, у этого альбома очень непростая история, что совсем не заметно по его материалу. В нем нет никакой вымученности — это полная энергии и вдохновения работа прекрасно понимающих друг друга музыкантов в расцвете творческих сил.

«Изразец» встречает слушателя брутальным басовым риффом для агрессивного мошпита на концертах. Из этого риффа состоит практически вся открывающая альбом композиция «Лобстер»: Лапшин и Григорьева смакуют его в лучших рок-традициях, пока гитара Кузовлева создает шумовой фон. Через пару минут группа переходит к следующей вещи, «Друзья с привилегиями»: она начинается с фирменного крика Оксаны, за которым следует новый рифф. Но на нем музыканты уже не задерживаются надолго и вскоре переходят к шумовой фри-джазовой импровизации с плотной стеной фидбэка. А ей на смену приходят дабовые вибрации. Ритм-секция создает размеренный грув, под который Кузовлёв играет джазовые соло с более-менее чистым звуком и время от времени выдает какой-нибудь рифф, а под конец музыканты возвращаются к исходной нойз-роковой теме. Эта вещь уже раскрывает основные составляющие саунда «Изразца»: тяжелые роковые, металлические, панковские риффы с «математическими» элементами, стены шума, свободные соло-импровизации и цементирующий всё это даб. Схема построения композиции здесь надежная и отработанная, ее можно было бы успешно использовать до конца альбома — но группа идет дальше.

Используя различные комбинации элементов выбранных стилей и варьируя подходы к развитию музыкальных тем, группа заставляет каждую композицию звучать по-новому. И если в первые минуты музыка может показаться просто жестким нойз-роком с импровизационными элементами, то вскоре она раскрывается уже как гораздо более тонко и сложно устроенное произведение. Звуковая агрессия не является для группы самоцелью: здесь нет злоупотребления шумом и тяжестью, а жесткие фрагменты чередуются с не менее продолжительными моментами относительного спокойствия. К тому же музыканты заложили в альбом смысловое содержание: звуковыми средствами они говорят о тщетных поисках подлинной романтической близости современного горожанина — и лиричность в их музыке действительно присутствует, пусть и не на поверхности.

В недавнем интервью «Джазисту» Оксана Григорьева высказала мысль, что импровизация — это фактически построение композиции в реальном времени, и дебютный альбом «Изразца» хорошо иллюстрирует такой подход. Играя суровый импров, участники группы в то же время конструируют гармоничный материал, отнюдь не чуждый композиторской изысканности. Под него можно агрессивно трясти головой, но можно и размышлять о серьезных вещах. И да, музыканты находят здесь полное взаимопонимание. Сейчас трудно прогнозировать будущее этого проекта, но хочется верить, что он еще порадует нас мощными выступлениями и записями (и что их не придется снова ждать годами).


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии