Электроакустический ансамбль Эвана Паркера существует около тридцати лет, а предыстория этого коллектива началась в 70-х, когда Паркер играл дуэтом с Полом Литтоном — перкуссионистом, который уже тогда использовал электронику не только для обработки звука, но и как полноценную часть инструмента. Позже к ним присоединился контрабасист Барри Гай, и первый альбом знаменитого трио — «Tracks» 1983 года — отличается от характерного для этих музыкантов свободного импрова: они расширили звуковую палитру при помощи электронных устройств, с которыми играл и Гай. В начале 90-х Паркер вернулся к этим идеям и основал новый коллектив, где к трио, состоящему из саксофона, контрабаса и перкуссии, присоединилось еще трое музыкантов, которые занимались «живой» электроникой и обработкой звука в реальном времени.
Дебютный альбом секстета «Toward the Margins» вышел на лейбле ЕСМ в 1997 году. За ним последовали еще четыре пластинки. С течением времени состав изменялся не раз, расширяясь (вплоть до девятнадцати человек) и обрастая такими глыбами свободной импровизации, как трубач Питер Эванс, мультиинструменталист Нед Ротенберг и пианист Агусти Фернандес. Но собирать большие составы в последнее время становится всё сложнее, да и записать их — задача нетривиальная. Вероятно, именно поэтому дискография ансамбля насчитывает всего семь альбомов, включая новый, «Warszawa 2019», который вышел спустя девять лет после предыдущего. От первоначального костяка здесь остались лишь Паркер и Литтон, а поддерживают их «заслуженные» мастера импровизации и новые имена — вроде компьютерщика Мэтта Райта, всё чаще работающего с Эваном в последние годы, и пианиста Стена Санделла, маститого музыканта из Швеции. В итоге мы слышим тентет, который сыграл на знаменитом варшавском фестивале Ad Libitum в 2019 году.
В импровизационной музыке работы больших ансамблей нередко похожи друг на друга структурой исполняемого материала: вот здесь тутти, вот здесь сольные кусочки, а вот здесь — сужение до малого состава, пока остальные молчат. Надо успеть всем дать место и мало-мальски упорядочить музыку, ведь репетировать удается нечасто, если вообще удается; часто это компенсируется энергией участников. Взаимодействие внутри Electro-Acoustic Ensemble выстроено немного иначе: музыка скорее деликатна и сыграна, что называется, «от ума», а энергия в определенном смысле прибрана с поверхности. Важную роль играют электронщики, которые в режиме реального времени обрабатывают звуки «акустиков». Тем самым они поддерживают сольные партии и камерные взаимодействия, а могут и модифицировать звучание, развернув вектор развития импровизации в сонорно-электронное русло.
На свежем альбоме всё это тоже есть, но на этот раз живые инструменты будто перетягивают одеяло на себя. Особенно преуспевает в этом новый участник ансамбля, трубач Перси Пёрсглоув, чья мощная игра иногда перекрывает остальных. Впрочем, не отстает от него и сам Эван Паркер. В свою очередь, Стен Санделл, контрабасист Адам Линсон, кларнетист Питер Ван Берген и перкуссионист Марк Носиф играют предельно изящно. Музыка ансамбля активна, она требует быстрой реакции и дает солистам развернуться. За электронику отвечают в основном Ричард Барретт, Пол Обермайер и Мэтт Райт. Не отставая от остальных, они всё же остаются в тени, лишь направляя общее течение пьесы.
В какой-то момент — удивительно — возникает даже ритм с прямой бочкой, чего совсем не ждешь от таких серьезных импровизаторов. А ближе к концу, после кульминации, ансамбль уходит в сонорно-текстурные дебри и успокаивается перед финальным рывком, который, потихоньку сходя на нет, завершает 58-минутное выступление одного из редких больших ансамблей в импровизационной музыке, комбинирующих акустику и электронику — и делающих это наилучшим образом.
Слушать на Bandcamp