Jon Batiste
«WE ARE»
(Verve, 2021)

Рейтинг: 0.5 из 5.

До того, как вышел этот альбом, последний раз вы могли слышать имя Джона Батиста в связи с фильмом «Душа» от компании Pixar: Батист написал для него несколько джазовых пьес. Общее их содержание в одном из интервью музыкант описал фразой «user-friendly jazz».

Юзер-френдли-джаз. Эпитетом «юзер-френдли» обычно не принято обозначать музыку. Это определение пришло из информационных технологий. Там словом «юзер-френдли» исторически описываются интерфейсы, которыми легко может пользоваться любой. Ребенок, пожилой человек, продвинутый или начинающий пользователь — без разницы.

Эталоном принципов юзер-френдли-дизайна в понимании профессионалов IT-индустрии является, например, продукция компании Apple. Ее компьютеры и телефоны не просто доступны для использования буквально каждым — их интерфейсы еще артистично выполнены и небанально придуманы. Кстати, Apple — один из главных эстетических побратимов студии Pixar. Стив Джобс внес большой вклад в становление обеих этих компаний. В конце концов, в той же «Душе» герои передвигаются по проложенной в небесах или космосе лестнице из планшетов, напоминающих «айпады».

Своим новым альбомом «WE ARE» Джон Батист ясно дает понять: после «Души» он всё еще хочет делать юзер-френдли-музыку. Юзер-френдли в понимании Pixar и Apple, а шире — в понимании модных тенденций и вечных идеалов IT-индустрии. Батист хочет, чтобы его музыка была всем понятна, но при этом сделана хитро, интересно, необычно.

Лучший пример тому — песня «I NEED YOU» (да, названия песен и альбома Батист написал заглавными буквами — наверное, чтобы было видно всем, от близоруких до дальнозорких; юзер-френдли). Это очень странная вещь. Под статичное и энергичное музыкальное сопровождение Батист то полупоет, то получитает деланным басом, а вслед за вторым припевом выдает крошечное полусоло на электропиано. Общая интонация у «I NEED YOU» довольно аляповатая; она даже кажется детской. Но при этом инструментально песня полна необычных решений, раскрывающих мастерство Батиста. Проблема только в том, что эти решения сложно уловить. В «I NEED YOU» надо тщательно вслушиваться, чтобы действительно выявить и оценить их. Сама по себе, в общем, эта песня не оставляет никакого впечатления. Она давит приподнято-жизнерадостным настроением. Неважно даже, о чем в ней поется. Интонация оказывается важнее содержания.

«WE ARE» — это, если кратко, альбом ретросоула. Качественного, дорогого, интересно сделанного ретросоула. Настолько ретро, что, например, песня «TELL THE TRUTH» практически открыто копирует «(I Know) I’m Losing You» группы The Temptations. По коммерческим меркам это нишевая музыка — и она тоже юзер-френдли. Под нее ешь, разговариваешь — а она где-то там играет на заднем плане, обеспечивая призрачность и сиюминутность настроения.

Честно говоря, представить себе лучшее сопровождение к классическому американскому бранчу, чем альбом «WE ARE», довольно трудно. Не только песня «WE ARE», но и вся пластинка целиком звучит как солидная музыка для поглощения яиц Бенедикт и коктейля «Мимоза» в дороговатом заведении на глазах у очереди посетителей преимущественно белого цвета кожи.

Цвет кожи — еще один важный фактор в контексте «WE ARE». Джон Батист рассказывает, что на его новый альбом повлияли протесты, развернувшиеся в прошлом году в США после гибели Джорджа Флойда. Музыкант даже сам выступал во время некоторых из них. При этом, заполняя свою музыку задорным популистским пафосом, Батист не проговаривает ни одного конкретного политического лозунга. Он берет эстетику протеста в самом стереотипном ее проявлении — проявлении буйности, свободы, энергии — и использует ее для создания мягкой, наигранной, безопасной музыки. Интонация опять побеждает содержание.

Есть ощущение, что Джону Батисту не так важно равноправие для всех чернокожих американцев. Ему важнее стать юзер-френдли-чернокожим: просигнализировать слоям населения, имеющим деньги и статус, что он ровно тот чернокожий, который может сделать удобно. Взять знакомые очертания своей культуры — и запаковать их в юзер-френдли-интерфейс.

Хорошо, что у него хотя бы есть своя культура.


Слушать на Apple Music | Deezer | YouTube Music | Яндекс.Музыка

Об авторе

Олег Соболев

Колумнист «Московских новостей». В прошлом — кто только не. Всегда — большой любитель самой разной музыки. Автор Telegram-канала Sobolev//Music.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии