25 апреля в московском ДК «Рассвет» ансамбль «Петяев-Петяев» представит свой новый альбом «Смерти не бывает. Часть 1». Вместе с братьями Петром и Павлом Петяевыми на сцену выйдут пианист Фёдор Амиров, барабанщик Пётр Талалай, актриса и певица Оксана Тарунтаева, басист Иван Башилов и большая духовая секция. Билеты на концерт можно купить по ссылке.
Братья Пётр (саксофон) и Павел (гитара) Петяевы на московской джазовой сцене играют роль этаких романтичных повес и непредсказуемых хулиганов. Захотят — сыграют фри-джаз в самом лиричном и легковесном его изводе, а захотят — соберут «банду» на девять человек и выдадут революционную сюиту о жизни и смерти Льва Троцкого (см. релизы «The Double» и «The Assembled»). Вот и новый их двойной альбом «Смерти не бывает», первая часть которого только-только вышла на лейбле Fancymusic, подтверждает правило о том, что правил для Петяевых не существует. Подтверждает хотя бы тем, что теперь творческая мастерская под руководством братьев записывает ни много ни мало песни — формат, к которому некоторые российские джазовые музыканты относятся с осторожностью, а то и с опаской.
Петяевых, судя по всему, песенная форма манила давно: песню «Богородица» Павел написал еще пять лет назад. Да и инструментальный джаз у братьев получался во многом песенным — с ясными и короткими рефренами, внятными «заземленными» мелодическими линиями, элементами фолка и хип-хопа. На такую фактуру сам собой мог органично наложиться вокализ, приняв амплуа еще одного инструмента. Так это и происходит, например, в композиции «Грохот пушек», где женский голос сливается в стоне с рыдающим саксофоном и позволяет воздуху прорваться сквозь массивную канонаду ритм-секции. Но реши Петяевы остановиться на использовании вокализов и не пойди они в полноценный сонграйтинг, результат был бы не таким интересным.
«Пигмей», первая песня на альбоме, стоит в программе вторым номером — сразу за залихватской композицией в духе позднего Колтрейна «Лбом в землю» с вывернутым наизнанку ритмом. Инструментальное интро тут оборачивается тенью прошлого альбома, принимающей и передающей эстафету дальше. Джаз-фанковый «Пигмей» подхватывает знамя напористого звука и постепенно разворачивает его в шапито-шоу духовой секции; на память приходит то ли медный шквал Angles 9, то ли детский альбом Медески, Мартина и Вуда. Петяевым вообще оказываются важны преемственность и контрасты между композициями: песенные номера сменяются инструментальными, тихое — громким, злое — добрым. Упомянутый уже атакующий «Грохот пушек» предваряет самую светлую, легкую и игривую песню альбома «Тромбон», где разброд и шатания что духовых, что вокалистки приобретают практически кабареточный размах. «Note from Philadelphia» с речитативом Райшона Джонса передает привет сразу и филадельфийскому соулу, и диско, и гангста-рэпу, и группе The Roots, где сходятся все эти множества.
Как ни странно, духовным близнецом эксперимента братьев Петяевых можно назвать альбом «Девушки поют» «Аукцыона». Родство проявляется не в категориях лингвистической или вокальной схожести, но скорее в умении высвободить из песенной формы максимальный объем спонтанного звука — выткать из мотка ниток трехмерный джазовый гобелен. Сходство заметно и в обилии духовых, и во взрывных пассажах клавишных в духе Медески, и в каких-то мелких деталях и звучках, наполняющих общую фактуру. А главное, этот альбом создает похожее ощущение мощи жизни, распирающей внутренние органы витальности. Путь, который слушатель проделывает вместе с музыкантами от фразы «Хочешь жить — тогда беги быстрей» на «Пигмее» к той самой строчке «Смерти не бывает» на духоподъемном гимне «Богородица», — это путешествие тех, кто готов выйти из небытия, встретиться лицом к лицу с внешним миром. Даже — и особенно — тогда, когда в этом внешнем мире происходит черти что.
25 апреля 2022 года, 20:00
ДК «Рассвет»
Москва, Столярный пер., д. 3, к. 15 (метро «Улица 1905 года»)
Билеты здесь