أحمد [Ahmed]
«Wood Blues»
(Astral Spirits, 2024)

Один из самых заметных фри-джазовых квартетов Европы (как минимум) продолжает осваивать немногочисленное наследие Ахмеда Абдул-Малика, контрабасиста и удиста 50–60-х, который налаживал связи между джазом и восточной, а потом и африканской музыкой. Он выпустил всего несколько альбомов, после чего пропал с радаров, но про его наследие помнят исследователи джаза, в число которых можно записать участников [Ahmed]. Одна из вещей, которые подверглись переосмыслению французско-английского состава, — пьеса «Oud Blues» с альбома «The Music of Ahmed Abdul-Malik» (1961). В новой версии «Wood Blues» изначальные четыре минуты превратились в пятьдесят восемь, а от оригинала остались лишь слегка различимые части скелета, по частям которого пробирается квартет, наращивая свежую «плоть». 

Для тех, кто уже знаком со стилистикой группы (например, по предыдущему опусу «Nights on Saturn (communication)», выпущенному на том же лейбле Astral Spirits в 2021 году), новая запись едва ли станет сюрпризом, а вот ожидаемое удовольствие таким слушателям гарантировано. В первую очередь саксофонист Сеймур Райт, пианист Пэт Томас, контрабасист Йоэль Грип и барабанщик Антонин Жербаль остаются верны цикличному фри-джазу, где берется отрывок риффа или мелодии и в его рамках все четверо развивают свои партии параллельно, разбирая музыку на кусочки. Во-вторых, и это вытекает из первого, их музыка лишена сольных партий как таковых, чем заметно отличается как от классического фри-джаза, так и от композиторского нового джаза, и от свободных импровизаций на заданную тему. В-третьих, что связано со вторым пунктом, справедливо сказать, что в [Ahmed] каждый музыкант солирует сам по себе — просто это происходит не только и не столько в узких рамках непосредственного соло, сколько в рамках концепта группы. Само собой, ненароком возникают логические цепочки из более-менее схожих партий ритм-секции или же кластеров на рояле и саксофоне. Что, однако, не мешает инструментам отказаться от традиционных ролей и стать многофункциональными, где саксофон может задавать ритм, а ударные — быть чуть ли не мелодическим инструментом.

Следующее наблюдение: статус квартета уже позволяет не слишком-то реагировать на рынок и предлагать слушателю массивные бокс-сеты для изучения их музыки, как делает тот же Энтони Брэкстон, к примеру. В 2023 году группа выпустила массивный  бокс «Super Manjoon», часть которого вышла на виниле, а часть осталась цифровой. В этом году музыканты порадовали ценителей коробкой «Giant Beauty» на шведском лейбле Fönstret. Это пять дисков, записанных на фестивале в Стокгольме в 2022-м: каждый день группа препарировала ту или иную вещь Абдул-Малика, и тот же «Oud Blues» можно услышать в более камерной интерпретации. И тут не будет лишним упомянуть, что «Wood Blues» — это тоже живая запись, с фестиваля Counterflows. Музыканты играли перед немалым (для импровизационной музыки) количеством зрителей в 600 человек, что само по себе делает это выступление важной вехой в истории группы. Атмосфера большого концерта прекрасно ощущается, особенно если сравнить с записью камерного стокгольмского концерта.

Главное же в другом. Пусть изначально музыка [Ahmed] имеет за собою стройную идейную составляющую, это не мешает ей быть именно музыкой и, более того, оставаться ею. Попытка квартета оказаться в весьма ограниченных рамках — без привычной свободы действий импровизаторов — дает музыке стройность формы, чего часто лишены многочисленные фри-джазовые альбомы. Использование коротких и въедливых паттернов роднит музыку с роком и минимализмом, а впечатляющая мощь исполнения делает коллектив обязательным к прослушиванию для поклонников энергичной и репетитивной музыки. Добавив ко всему вышеперечисленному свинг и джазовый инструментарий, группа нашла свою нишу и плодотворно ее культивирует.



Слушать на Spotify | Bandcamp

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии