Татьяна Нова,
Юлия Перминова
«Echoes of Home»
(2024, self-released)

Пианистка Юлия Перминова неоднократно попадала в поле зрения «Джазиста» (со своими сольными альбомами «Imagination» и «Freedom», а также в составе группы Wurope). А вот для певицы и композитора Татьяны Нова это дебют на наших страницах. Раз уж знакомство с ней происходит именно через дуэтный альбом, то воспользуемся шансом и проведем несколько параллелей в творческом пути Татьяны и Юлии. Тем более что обеих действительно связывает схожий жизненный опыт.

И Юлия, и Татьяна живут в Европе: Юлия во Франции, Татьяна — в Германии. У обеих за плечами годы упорного труда и профессионального совершенствования. Перминова родилась в Тюмени, окончила Гнесинку, затем берлинский Jazz Institute. Нова — урожденная москвичка, она окончила ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова как дирижер академического хора. И Юлия, и Татьяна в определенный момент отучились в швейцарской академии Jazz Campus: первая по классу джазовой композиции, вторая — как джазовый педагог и композитор. Обе они — яркие и талантливые музыканты, которых интересует новое звучание европейского джаза (и, говоря субъективно, через чьи имена его хотелось бы в будущем определять).

Стоит сразу подчеркнуть, что дуэт вокалистки Татьяны Нова и пианистки Юлии Перминовой — дуэт прежде всего равных музыкантов. Нет ведущего и ведомого; перед нами творчески равные отношения, каждый вносит в музыку что-то свое. Артистки познакомились на программе Focusyear, европейском аналоге двухлетней программы Herbie Hancock Institute. Они быстро почувствовали музыкальную близость. Татьяну привлек мелодический дар Юлии, ее авторские композиции, которые та играла на концертах. Юлии тоже оказалось комфортно с Татьяной — их объединял общий язык, композиторский дар и высокая техническая подготовка.

Музыка «Echoes of Home» проникнута ощущением свободного полета. Это путешествие, в котором драгоценные воспоминания о доме даруют силы и вдохновение. Тема полета фигурирует даже в названиях песен — «Fly» и «Leti». Фолковые элементы и манера пения Татьяны — иногда чистая и звонкая, иногда матовая и мягкая — создают ощущение простора и легкости. Рисуется вечерний деревенский пейзаж: леса, река, уютные домики и голос, который будто свежий ветер проникает с фортепианными перезвонами через окно. Обложка альбома отлично резонирует с его содержанием.

Несмотря на тематику, в альбоме мало щемящей ностальгии. Он скорее рассказывает о прошлом и памяти, которые становятся опорой. Музыканты деликатно обращаются с воспоминаниями, избегая излишней сентиментальности и тоски. Хотя музыка имеет минорный оттенок, она теплая, убаюкивающая, особенно в прекрасной «Lullaby», открывающей альбом. Даже джазовый реквием «Dear Diary» (он уже появлялся на предыдущем альбоме Перминовой) в новом исполнении кажется более светлым, хоть он по-прежнему полон сожалений о неслучившемся.

Материал состоит из восьми композиций для голоса и фортепиано. Альбом длится около 50 минут, и этим временем девушки распоряжаются идеально: «Echoes of Home» не звучит затянуто, но и не оставляет ощущения недосказанности. Музыка, что свойственно европейскому джазу, композиционно сложна, но пышные аранжировки Перминовой кажутся естественными; не зря коллеги по Wurope называли ее «нашим Рахманиновым». Она пишет фортепианными облаками звуков — одновременно плотными и легкими, со множеством деталей. А через них просеивается чистый рассветный голос Нова.

В целом материал хорошо сбалансирован, иногда даже слишком — некоторым слушателям он может показаться чересчур монотонным. В списке композиций резко выделяется разве что энергичная «Headway», вносящая разнообразие своим фьюжн-духом и акцентированной перкуссией. Всё прочее сливается в одну большую композицию или, может быть, сюиту с яркой кульминацией в последней пьесе «Ozero Morem».

Разумеется, в хорошей сюите составные части всё же отличаются друг от друга. Главные различия песен на альбоме, помимо мелодического аспекта, — это нюансы в их настроении, позволяющие выстроить интересную драматургию. Вступительная колыбельная своим размеренным ритмом мостит дорогу для следующих пьес-размышлений. Элегическая «Winter» передает ощущение одиночества, движения сквозь заснеженное пустое пространство. Тревожная «Akhmatova» (на стихотворение Анны Ахматовой «Я улыбаться перестала») раскрывает эмоциональное напряжение, это надрыв и дальнейший рывок перед свободной и сказочной танцевальной пьесой «Leti». «Ozero Morem» доводит накал эмоций до вершины и подводит итог альбому. Всё прошлое — лишь условия, исходная точка для движения вперед.

«Echoes of Home» — это встреча двух одаренных мелодистов. Результат впечатляет как профессионализмом, так и вдохновением, родившимся из глубокого взаимопонимания. Ровно такие работы появляются, когда музыканты во всех смыслах говорят на одном языке.



Слушать на Spotify | YouTube | Bandcamp

Об авторе

Юрий Виноградов

Музыкант-импровизатор, саунд-продюсер и историк философии. Ведет Telegram-канал «Механика звука». Музыка на Bandcamp: Yuri Vinogradov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии