Surfing Dog «VOVA» (Fancymusic, 2022) | Джазист | Рецензии

Surfing Dog
«VOVA»
(Fancymusic, 2022)

Московская группа Surfing Dog образовалась как сайд-проект двух участников авант-джазового коллектива Goat’s Notes — басиста Владимира Кудрявцева и клавишника Григория Сандомирского, но постепенно переросла в самостоятельное начинание. К своему нынешнему саунду группа шла опытным путем, обкатывая на концертах спонтанный импровизационный материал и пробуя себя в большом жанровом спектре. В конце 2020 года на одном из концертов в Клубе Алексея Козлова музыканты наконец пришли к материалу, подходящему для увековечивания, и записи с этого выступления теперь можно слышать на дебютном альбоме Surfing Dog. Релиз получил название «VOVA» — это посвящение покинувшему состав основателю группы Кудрявцеву и действующему бессменному участнику Владимиру Русинову. В то же время это название еще и в чем-то отражает характер группы: в нем есть какая-то беззаботная игривость, которая чувствуется и в музыке (авторы даже описывают свой стиль как саундтреки к неснятным артхаусным порнофильмам — артхауса в таких фильмах должно быть немало).

В составе группы здесь играют Андрей Бессонов (бас-кларнет), Олег Маряхин (баритон-саксофон), Владимир Русинов (электрогитара), Григорий Сандомирский (Хаммонд-орган), Гурам Мачавариани (бас-гитара) и Пётр Талалай (ударные и электроника). Материал, как водится у Surfing Dog, полностью импровизированный, а записи представлены в оригинальном виде без монтажных склеек — они лишь условно разделены на безымянные треки-«эпизоды». При этом в них не чувствуется никакой сырости: «VOVA» звучит как хорошо спродюсированный студийный альбом, в то же время сохраняющий ощущение спонтанности происходящего. Музыка здесь находится в постоянном движении и поиске новых форм: когда ей удается оформиться в нечто целостное и законченное, она идет дальше в поисках чего-то иного.

Альбом стартует со спотыкающихся IDM-битов и глитчевой электроники. На их фоне разворачивается перекличка саксофона и кларнета (каждый из духовых инструментов звучит в своем канале, и в наушниках их дуэли слушаются особенно эффектно). Ритм-секция тем временем то переходит в режим техно, то добавляет даба, то выдает что-то ломано-абстрактное. Впрочем, электроники здесь не так много, и вскоре команда переходит к более классическому звучанию, характерному не то для фьюжна, не то для прог-рока. В начале второго эпизода Русинов выдает задумчивое Pink Floyd-подобное соло, а затем в дело вступает Сандомирский, и происходящее в следующие минуты звучит как выступление какой-нибудь классной арт-роковой группы из семидесятых. Такой саунд, похоже, оказывается для музыкантов наиболее комфортным, и они придерживаются его бóльшую часть альбома.

Всё здесь происходит размеренно и как будто по детально продуманному плану — оттого еще более впечатляет импровизационный характер материала: по сути, музыканты в реальном времени проводят серьезную композиторскую работу, опираясь на интуицию и отличное понимание образа мыслей друг друга. Хотя веселый импров-отрыв здесь тоже встречается: группа может устроить скоростную инструментальную «пробежку», забавный «вокальный» перформанс с пародией на Black Sabbath или просто шумовую вакханалию. И всё это прекрасно укладывается в общий контекст.

Еще одна замечательная особенность «VOVA» состоит в том, что музыканты будто играючи создают очень приятный «винтажный» звук, но не дают при этом повода упрекнуть их в ретроградстве: они берут любимые звуки из своего бэкграунда и собирают из них что-то новое. В результате у них получается одновременно серьезная и веселая, а главное, нескучная музыка, которая может найти дорогу к сердцу и старого рокера, и любителя современного импрова, и просто неравнодушного к хорошему джазу слушателя.


Слушать на BandcampApple Music | YouTube Music | VK Музыка

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии