Svetlana Marinchenko Trio «Letters to My Little Girl» (Losen, 2021) | Джазист | Рецензии

Svetlana Marinchenko Trio
«Letters to My Little Girl»
(Losen, 2021)

Рейтинг: 3 из 5.

Пианистка Светлана Маринченко, по собственным словам, начала заниматься музыкой в 17 лет, услышав «A Love Supreme» Колтрейна. Училась в петербургском Музыкальном училище имени М. П. Мусоргского у Андрея Кондакова, собрала ансамбль Svetamuzika, игравший преимущественно фьюжн не без элементов этноджаза и выпустивший в 2015 году альбом «Present Simple». Позднее Светлана переехала учиться в Мюнхен. Здесь, реализуя намерение играть акустическую музыку с большей долей импровизации, организовала трио с соучениками по местной высшей школе музыки и театра — контрабасистом Петером Кудеком и барабанщиком Симоном Поппом. Иногда с трио выступал трубач Юлиан Хессе.

Для записи альбома «Letters to My Little Girl», состоявшейся в конце 2019 года, Маринченко удалось заполучить израильского барабанщика Офри Нехемью, которого она впервые услышала на концерте ансамбля пианиста Шая Маэстро. Еще в записи участвовали две певицы, соученицы пианистки, — Фиона Гронд и Энжи Эрхем. Альбом был уже готов, пианистка собиралась в турне — но пандемия нарушила все планы. Правда, как в целом ряде случаев, она же стала поводом посмотреть на материал свежим взглядом и местами существенно его дополнить. В этом Светлане помог электронщик Маттеус (Матвей) фон Шлиппе: вместе они насытили большую часть уже имевшихся композиций сэмплами и различными звуковыми эффектами; кроме того, Маринченко добавила мелодекламации, а в одном номере и спела.

Вряд ли имеет смысл представлять себе, как звучал бы альбом «Letters from My Little Girl» без всех этих наложений. В принципе, отделить сэмплы и искажения от собственно звучания фортепианного трио не так уж трудно, но в данном случае существует нечто вроде пограничной плоскости, дополнительного измерения между этими двумя составляющими. Речь идет о вокале, который существенно меняет саунд. Особенно отчетливо это слышно в номерах «The Threads» и «Lighthouse», где поет Энжи Эрхем — певица монгольского происхождения, которая привносит в джаз элементы родной ей музыкальной культуры, отчего композиции приобретают объемность, размах и совсем не камерное звучание.

Звуковые эффекты для фортепианного трио — не только не новинка, но даже почти классика. Достаточно вспомнить эксперименты Esbjörn Svensson Trio, на которые в определенной мере ориентируются практически все современные европейские трио формата «фортепиано — контрабас — барабаны». У Маринченко эффекты, дополняющие звучание трио, вполне органичны; особенно это касается моментов с вокалом — опытов с воспроизведением голоса, столкновений пения с мелодекламацией. Иногда, правда, кажется, что этих самых наслоений многовато — как будто Маринченко и фон Шлиппе хотелось оставить как можно меньше чистой, беспримесной акустики. Взять, например, хоть бы самое начало альбома, где еще до вступления инструментов раздается столь характерное шипение винила. Без него композиция «Bear Can Dance» ничего не потеряла бы.

Интереснее обратиться, собственно, к акустической стороне. К хлопкам на одиннадцать восьмых в начале всё той же репетитивной по сути «Bear Can Dance». К плавному течению и рисунку ударных в «Michael». К нестандартной структуре «Lighthouse», в середине которой как будто начинается новое произведение. Крайне любопытно выявлять подобие среди ходов и модуляций в «Hide ’n’ Seek», заглавной пьесе «Letters to My Little Girl» и «Dive».

Сейчас совсем не подходящее время для разговоров о планах на будущее, однако хочется надеяться, что Светлана, ныне живущая в Берлине, всё же доберется до нас со своей программой. В России она собиралась выступить с контрабасистом Макаром Новиковым и барабанщиком Александром Зингером. Также Маринченко намерена записать даже более электризованный альбом и, напротив, совсем акустический. А еще в последнее время Светлану тянет к фольклорным корням, так что, возможно, мы услышим в ее исполнении джаз с элементами русского народного пения, в том числе ее собственного. Будем ждать.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Григорий Дурново

В свободное время — джазовый обозреватель.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии