«Многообещающий молодой исполнитель, способный создавать великие произведения, если он будет слушать стариков», — так отзывался Сонни Роллинз об авторе этого альбома, саксофонисте Джеймсе Брэндоне Льюисе. Похоже, 38-летний Льюис, уроженец Баффало, а ныне — житель Нью-Йорка, последовал совету корифея джаза. Он слушал «стариков», включая самого Роллинза, и играл со многими из них: Чарли Хейденом, Винни Голиа, Дэйвом Дугласом, Джошуа Редманом, Мэттью Шиппом. Его звук становился всё более дерзким и интересным, а воображение переполнялось идеями. Льюис — человек широких интересов, не чуждый поэзии, живописи, событий в мире науки. Возможно, поэтому каждый его новый альбом и публика, и критики встречают с нарастающим интересом. В 2020 году журнал «DownBeat» признал Льюиса восходящей звездой среди тенор-саксофонистов. Автор liner notes для его девятого по счету альбома, известный историк Робин Келли, характеризуя «Jesup Wagon», употребил такой термин, как «открытие»; подобными словами на ветер не бросаются. В чем же тут дело? Давайте разбираться.
Помните книжную серию «Жизнь замечательных людей»? Жил в Штатах действительно замечательный человек по имени Джордж Вашингтон Карвер (1865–1943). Сын раба, он стал музыкантом, художником, писателем, но прежде всего — ученым-биологом и агротехником. Карвер обратил внимание на бедственное положение черных и белых фермеров южных штатов. Плантаторы-рабовладельцы, сеявшие хлопок, истощили почву. Карвер призвал фермеров выращивать арахис, бататы, соевые бобы и доказал, что при умелом севообороте это даст «лечебный» эффект. На деньги видного филантропа Морриса Джесапа он оборудовал передвижную лабораторию, которую так и называл — Jesup Wagon. Карвер неустанно разъезжал с ней по фермерским хозяйствам Юга, убеждая сельчан в правоте своих идей. И убедил: арахис победил хлопок и стал основной сельскохозяйственной культурой в этих краях. А Jesup Wagon, изображенный самим Карвером, попал на обложку нового альбома Джеймса Брэндона Льюиса.
Льюис создал музыкальную биографию Карвера. Настоящую биографию, отразившую в семи треках основные этапы его деятельности. Там, где Льюису не хватало музыки, он вводил в ткань сочинений собственные стихи. Основную же свою задачу в этой работе он сформулировал как «попытку нарисовать портрет с помощью звуков и сильного эмоционального воздействия». На мой взгляд, ему это удалось блестяще. Льюис использовал в своей музыке самую разную стилистику — от старого доброго блюза и африканской музыки до фри-джаза. Результатом стал очень современный по звучанию джаз с определенным уклоном в авангард.
Альбом этот записан коллективом под названием Red Lily Quintet, в котором Льюис объединил необычную по инструментарию и прекрасную по исполнительскому уровню команду музыкантов. Вторым духовиком стал Кёрк Кнаффке, играющий на редко используемом сегодня и напоминающем о временах архаичного джаза корнете. Вместо фортепиано или гитары Льюис ввел в состав виолончель, на которой играет такой чуткий и сильный мастер, как Крис Хоффман. С ударником Чедом Тейлором Льюис играет с 2017 года, записал с ним два альбома в дуэте и один («Molecular» 2020 года) — в составе квартета. Наконец, на басу — легенда фри-джаза, живой мост, соединяющий разные поколения, — неувядающий Уильям Паркер. Вдобавок там, где Льюису требовалось акцентировать связь черных американцев с их африканской прародиной, Паркер откладывал контрабас и играл на марокканской лютне гимбри, а Тейлор — на африканском ударном инструменте мбира.
Не буду описывать нюансы звучания каждой композиции, это прекрасно сделал тот же Робин Келли, рассказывая параллельно и о герое альбома — Джордже Вашингтоне Карвере. Скажу только, что Льюис — один из самых ярких джазовых музыкантов наших дней. Не знаю, станет ли он в дальнейшем властителем дум типа Майлза Дэвиса или Джона Колтрейна, но, кажется, всё к тому идет. Сила Льюиса — не в прорыве в какое-то новое направление, а в выверенном синтезе всего ранее созданного, когда сумма оказывается сильнее отдельных составляющих и приобретает новое качество.
И еще. Альбом «Jesup Wagon» стал одним из первых в каталоге молодого лейбла TAO Forms, появившегося весной 2020 года. Судя по именам в этом каталоге, на релизы TAO Forms в обширном потоке новых изданий стоит обращать внимание.
Слушать на Bandcamp | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка