Вы можете себе представить Джона Зорна, получающего «Грэмми»? Я — нет. Этот человек программно далек от всего мейнстримового, включая и мейнстримовые лавры. Но это не мешает Джону Зорну быть не только ярчайшей фигурой музыкального авангарда, не только одним из самых видных американских композиторов наших дней (безотносительно стилистических направлений), но и просто знаменитостью. Его авторитет и известность таковы, что Зорн парадоксально вошел в обойму личностей-которых-все-знают даже для светских тусовок, где его музыку никто никогда не слышал.
А 68-летний фантастически работоспособный Зорн продолжает выдавать на-гора с помощью своего лейбла Tzadik по пять, шесть, а то и больше альбомов различных серий-проектов в год. Правда, в ХХI веке Зорна-саксофониста можно услышать редко. В большинстве случаев он сейчас выступает только как композитор, продюсер и дирижер. В этом качестве он представлен и в проекте Simulacrum, основанном в 2015 году. В его рамках выпущено уже девять альбомов. Самый свежий, «Nostradamus: The Death of Satan», мы и представляем читателям.
Ядро Simulacrum изначально составила великолепная троица — органист Джон Медески, гитарист Мэтт Холленберг и ударник Кенни Гроховски. Именно в этом составе и был записан «Nostradamus: The Death of Satan». Учитывая настоящую «дьяволиаду» в названиях альбомов Simulacrum — «The True Discoveries of Witches and Demons» (2015), «Inferno» (2015) и вплоть до предыдущего «Baphomet» (2020), — а также присутствие «нечистой силы» наряду со знаменитым провидцем XVI века в названии нынешнего альбома, я ожидал услышать определенный симбиоз авангардного джаза с одной из разновидностей хэви-метала. Смущал, правда, нежнейший цветок на обложке — к чему бы это? И смущал, как оказалось, не зря.
Ничего «сатанинского» услышать так и не довелось. Общей тенденции не соответствовала, пожалуй, лишь стартовая пьеса «Melmoth», вещь наиболее авангардная, где за четыре с половиной минуты трио выдало чуть ли не с десяток калейдоскопически сменяющих друг друга тем при особо активном участии органа и ударных. Если Зорн имел ввиду роман «Мельмот Скиталец» Чарльза Роберта Мэтьюрина, то музыкальная иллюстрация к этой странной книге вышла отменной. А вот затем, в остальных девяти треках программы, звучали, на мой взгляд, густо пропитанные джазом варианты прог-рока и чаще старого доброго хард-рока. Холленберг и Медески изобразили мелодичнейшую прог-роковую идиллию уже в следующем треке «Flowers of Heaven». Зато настоящий взрыв страстей воцарился в таких номерах, как «Seven Spirits» и «The Watchers», — великолепных образцах сочетания джаза с хард-роком, заставивших меня вспомнить сильно недооценнную, на мой взгляд, британскую команду из начала 70-х Atomic Rooster с Винсентом Крейном за органом. Я имею в виду скорее общее настроение этих пьес, потому что сравнение Крейна с Джоном Медески просто некорректно: в современном джазе вообще мало кто может сравниться с Медески в искусстве игры на Hammond-органе. Его бенефисом в этом альбоме я назвал бы композицию «From the Cave of Treasures». А вершиной альбома в целом, на мой взгляд, стала пьеса «The Stygian Pool», тоже хард-роковая с небольшой сольной партией ударных Кенни Гроховски и квазиэмерсоновскими органными пассажами Медески. Ну и, наконец, надо вспомнить еще «A Mantic Stain»: здесь Зорн и его музыканты приготовили своеобразного вкуса коктейль из фри-джаза и хард-рока.
Модный постмодернистский термин «симулякр» обозначает, как известно, копию несуществующего предмета. Если судить по «Nostradamus: The Death of Satan», проект Simulacrum представил здесь очень эффектную и, я бы сказал, улучшенную копию того, что не существует сегодня, но когда-то было на гребне волны. На редкость приятный и ностальгический альбом!
Слушать отрывки и купить альбом: Apple Music | Amazon Music