Orquesta del Tiempo Perdido
«Traantjes»
(Astral Editions, 2021)

C испанского Orquesta del Tiempo Perdido можно перевести как «Оркестр затерянного времени» — и это чертовски точное название для нидерландского психоделического биг-бэнда под предводительством слайд-гитариста Йеруна Киммана. Каждая композиция в исполнении этого ансамбля кажется потерянной не только во времени, но и в пространстве. Оркестр как будто играет в зазеркальной реальности — с ходу непонятно, ни в каком жанре, ни на каких инструментах, ни что именно. По формальным признакам кажется, что перед вами фьюжн. На это намекает и чрезвычайно навороченный состав (в выходных данных альбома «Traantjes» указано 22 человека), и обилие синтезаторов и гитар, и некоторые прог-роковые приемы в мелодиях. Однако музыка эта существует совсем далеко от правил фьюжна. Да и каких-либо правил вообще.

Как ни удивительно, больше всего аналогий альбом «Traantjes» вызывает с творчеством композитора Николаса Карра. Думаете, вы его никогда не слышали? Как бы не так: главное его детище — саундтрек к мультсериалу «Губка Боб Квадратные Штаны». Да, «Оркестр затерянного времени» будто бы на полном серьезе играет музыку для серии — а то и полнометражки! — мультфильма про нестареющего оптимиста в кепке. И если дебютный альбом биг-бэнда «Stille», вышедший в 2018-м, лишь эпизодически напоминал звуки подводного города Бикини Боттом (зато был полон роскошных аллюзий в сторону французского и итальянского ретродаунтемпо), то теперешний «Traantjes» полностью воссоздает атмосферу этого мультяшного мира, пронизанного пузырьками воздуха. А наличие в инструментарии оркестра губных гармошек, ксилофончиков, тамбуринов, цимбал и целых двух слайд-гитар окончательно окрашивает музыку в совершенно безумные мультипликационные цвета.

В сравнении со «Stille» «Traantjes» кажется несколько усложненным. Так оно и есть. Йерун Киман как будто позвал в обновленный состав главного душнилу и одновременно самого талантливого музыканта из «Губки Боба», кларнетиста Сквидварда. Хочется представить, что именно тот внес в пестроту совершенно непокорных математических ритмов свои пять фри-джазовых копеек. Взять, например, один из самых ярких треков на альбоме — «Dos O Tres Cervezas». В нем смешиваются воедино сразу несколько пестрых мелодий, атонально встроенных в перегруженный грув, из которого то тут, то там, безмерно хохоча, выпрыгивают гудки духовых. Чисто технически в этой композиции, как и во многих других на альбоме, можно различить и афро-кубинский джаз, и французский шансон, и кумбию, и свинг из 20-х. Однако композиторский гений Йеруна смешивает все эти стили в такой густой и пестрый компот, что смысл умничать и вылавливать отдельные компоненты просто теряется. Хочется просто расслабиться и наблюдать за чудаковатым развитием этого со всех сторон очаровательного и самобытного альбома, надеясь, что за следующей композицией на экране воспроизводящего устройства не вылезет финальный титр.

Но, если говорить прямо, секретный рецепт этого невероятно доброго и беззаботного джазца, конечно, в любви, которой пропитан весь альбом. И еще в предзакатных звуках слайд-гитар Йеруна Киммана и Марка Морсе!


Слушать на Apple Music

Об авторе

Евгений Галочкин

Сооснователь лейбла «ТОПОТ» и фестиваля новой экспериментальной и импровизационной музыки «Рихтерфест».

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии