Lucy Railton & Kit Downes
«Subaerial»
(SN Variations, 2021)

Британский пианист и органист Кит Даунс работает как в более или менее традиционном джазовом формате, так и в авангардных областях импровизационной музыки. В 2018 году он дебютировал на ECM с довольно нехарактерным для лейбла альбомом «Obsidian», который может дать подробное представление о почерке музыканта. На этой записи Даунс играл сольные пьесы для церковных органов, сочетающие элементы композиции и импровизации, но не вписывающиеся в рамки джаза или академической музыки: там была и сложная импровизационная полифония, и протяжные эмбиентные дроуны, и игра на грани слышимости, а в какие-то моменты орган начинал звучать почти как электроника.

Следующий альбом Даунса на ECM «Dreamlife of Debris» в 2019-м был записан уже в более «форматном» джазовом стиле с очень мощным составом. В нем среди прочих участвовала британо-немецкая виолончелистка Люси Рэйлтон, инструменталистка и композитор с точно таким же широким диапазоном интересов — от электроакустической композиции до джазовой импровизации. Встречались они в рамках одного проекта не впервые: Даунс, в частности, сыграл отрывок из баховского хорала на дебютном сольном альбоме Рэйлтон «Paradise 94» (2018). Их дуэт можно слышать еще на нескольких записях (например, они оба участвовали в группе норвежского ударника Томаса Стрёнена Time Is A Blind Guide и украсили своими партиями недавний альбом швейцарской вокалистки Люсии Кадоч «Speak Low II»), но до полноценного совместного релиза дело долгое время не доходило. Учитывая, что Кита и Люси связывает давняя дружба и схожее музыкальное мышление, это выглядело недоразумением. Альбом «Subaerial» его наконец-то исправляет.

Перед записью этой работы дуэт путешествовал по Исландии в поисках церкви с подходящей акустикой. Найдя желаемое звучание, музыканты приступили к работе в режиме свободной импровизации. Сессия продлилась три часа, сорок минут из которых и были собраны в итоговый релиз. Это по-настоящему сырая запись, сделанная без дублей и почти не подвергавшаяся постобработке, но высокий класс исполнителей не дает этого заметить: кажется, здесь всё сыграно и записано идеально.

Стилистически «Subaerial» близок и к даунсовскому «Obsidian», и к рэйлтоновскому «Paradise 94». Он звучит как электроакустическая импровизация, вот только электроники здесь нет. Орган кафедрального собора Скаульхольта дает исполнителю богатые возможности, и Даунс с удовольствием ими пользуется: он забирается в почти ультразвуковые верха, дополняет мощное крещендо едва заметными глитчами и периодически издает звуки, которые ждешь услышать, скорее, в какой-нибудь электронной композиции из архивов GRM. Рэйлтон тоже способна извлекать из виолончели нехарактерные для нее звуки, но чаще всё же ведет протяжные партии в привычном тембре. Вместе они создают своего рода дроун-диалог в медленном и плавном темпе. Но эту музыку нельзя назвать монотонной: событий на единицу времени в ней немало, просто они происходят без суеты и мельтешения. При всей своей любви к странным звукам, исполнители не пытаются устроить шумовой террор, а местами выдают весьма благозвучные мотивы; некоторые фрагменты даже звучат почти как баллады. Звук удачно дополняется реверберацией, которая создается исключительно архитектурой здания. Музыка воспринимается как единый поток без начала и конца (коим она, в общем-то, и является), к ней можно подключиться с любого момента и сразу влиться в ее течение. Жаль только, что в рамках отдельно взятого альбома поток этот сильно ограничен по времени — но ведь всегда можно снова перевернуть пластинку или нажать на «репит».

«Subaerial» показывает Рэйлтон и Даунса с их лучших сторон: здесь эти музыканты наконец-то не ограничены какими-либо форматными рамками, они играют то, что умеют и любят больше всего, легко улавливают направление мыслей друг друга, а их партии находят прекрасную гармонию. Эта запись была долгожданной, и ожидания она оправдывает сполна.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии