В конце нулевых — начале десятых годов швейцарская вокалистка Люсия Кадоч пела в составе нью-джазового квартета Schneeweiss + Rosenrot, где могла, например, выдать скэт под джангл-бит или зачитать хип-хоп-речитатив. Вокальные эксперименты Кадоч продолжила в электронном дуэте LIUN + The Science Fiction Band: их недавний альбом «Time Rewind» определенно стоит послушать любителям скандинавского арт-попа в духе Енню Вал и Ханне Хюккельберг. А вот в сольном проекте Speak Low Люсия перешла в акустику и стала исполнять «вечнозеленые» джазовые стандарты (в честь одного из них, написанного композитором Куртом Вайлем и поэтом Огденом Нэшем, проект и назван). Для участия в Speak Low Кадоч пригласила шведских музыкантов — контрабасиста Петтера Эльда и саксофониста Отиса Сандшьё — резидентов лейбла We Jazz, вместе играющих в электро-джазовом бэнде Koma Saxo. Первый альбом, который так и назывался — «Speak Low», — вышел в 2016 году. Критики и (около)джазовая публика встретили его благожелательно, а год спустя за ним последовал альбом ремиксов, в котором вновь проявилась любовь Кадоч к электронной музыке.
На альбоме с незатейливым названием «Speak Low II» к трио в качестве специальных гостей присоединились именитые британские музыканты: органист Кит Даунс, за последние годы выпустивший пару отличных альбомов на ECM, и Люси Рэйлтон — виолончелистка со спектром интересов от свободной импровизации до академической электроакустики.
На «Speak Low II» музыканты решили не ограничиваться джазовой классикой: помимо сочинений Дюка Эллингтона и Курта Вайля, в альбом, например, вошли шотландская фолк-песня «Black Is The Color Of My True Love’s Hair» и композиция «By This River» Брайана Ино и группы Cluster (лейбл опубликовал плейлист с оригинальными версиями композиций — стоит послушать его для сравнения). Да и трактовки Кадоч и компания предлагают далеко не стандартные: еще на первом альбоме группа выработала минималистичный и сдержанный (если не сказать скуповатый) саунд — в их музыке много незаполненных пауз и нет никаких лишних нот.
Это демонстрирует открывающая альбом «Azure» Дюка Эллингтона: Сандшьё играет отрывистые саксофонные фразы, Эльд поддерживает его перкуссионным звуком контрабаса, Даунс украшает музыку органными дроунами — и каждый сосредоточен скорее на ритме, чем на мелодии. Кадоч поет в «прохладной» манере и как будто без эмоций, однако, прислушавшись к ней внимательнее, можно обнаружить тонкую работу с интонациями. В таком прочтении композиция звучит несколько тревожно, но сразу цепляет и захватывает внимание.
Следующая вещь, красивая баллада Рэнди Ньюмана «I Think It’s Going To Rain Today», звучит уже теплее, а Сандшьё разворачивается в полную силу, наполняя пространство композиции саксофонными импровизациями. Связка из «What’s New» и «There Comes a Time» несколько повышает темп, а в пении Люсии проявляются нотки, напоминающие о ее инди-поп-бэкграунде. В «Black Is The Color…» главными действующими лицами становятся Рэйлтон и Даунс: при создании аранжировки музыканты ориентировались на версию Лучано Берио, и композиция приобрела почти академическое звучание (для импровизаций Отиса и Петтера место, впрочем, тоже нашлось). Хотя Кит и Люси играют лишь в некоторых композициях, назвать их участие обычным «камео» для привлечения внимания было бы неверно — игра этих музыкантов заметно обогатила звучание трио.
Несмотря на внешнюю меланхоличную отстраненность, «Speak Low II» создает ощущение уюта, сохраняя связь с джазовой традицией и отсылая к камерной обстановке старых джазовых клубов. Название проекта выбрано удачно: музыканты действительно говорят тихо — но им есть что сказать.