Московский саксофонист Антон Пономарёв привлек мое внимание к шведскому трио Parti & Minut с любопытным составом: туба (Пер-Оке Хольмландер), труба (Юхан Норин), перкуссия (Кристофер Кантилло). Их последний альбом “Dålig Sikt Och Regn” (El Dingo, 2015) вырастает из традиций, но обманывает ожидания: блюз доведен здесь до остроумного невротичного абсурда, а то, что кажется детской считалочкой, может неожиданно обернуться свободной импровизацией, которая вдруг превратится в лучистый карибский танец.
Группа легко переключается между отрепетированными эпизодами и звуковыми эффектами разной степени комфортности, но в ее свободных импровизациях нет бури и натиска — всё вполголоса или шепотом. Авангард, который не хочет напугать.
Музыка самого Антона и московской группы «Бром», где его саксофон — одна из несущих стен, может показаться гораздо более угрожающей. Действительно, новый альбом группы, «Танец с идиотом» (Trost Records, 2020), заманивает слушателя под перекрестный огонь фри-джаза, метала, нойза, электроники, но сквозь напор проступает недюжинный интеллект.
За музыкой «Брома» очень интересно следить. Математически выверенные риффы могут внезапно смениться ураганом свободной импровизации, но и в ее непредсказуемом потоке участники группы не теряют связь друг с другом. Ансамбль нигде не распадается и продолжает слаженно взаимодействовать, даже если это не всегда очевидно, а улавливается между строк.
Антон Пономарёв, Дмитрий Лапшин (бас), Ярослав Курило (ударные) и Феликс Микенский (электроника) изобретательно регулируют жанровые потоки, а искренняя эмоциональность делает пластинку по-настоящему захватывающей. Эту музыку не надо бояться — она человечна и попадает прямо в сердечный ритм эпохи.