Patrick Shiroishi
«Hidemi»
(American Dreams, 2021)

Американец японского происхождения Патрик Широиши — один из тех, с кем связывают будущее джазовой сцены Лос-Анджелеса. Он не первый год активно проявляет себя в калифорнийском джаз-подполье. Играет Патрик примерно на всех инструментах — чаще всего на саксофоне, но, помимо этого, его можно увидеть за ударной установкой, клавишами, а также с гитарой и у микрофона. В его дискографии, основная часть которой приходится на период с 2015 года по наше время, — десятки релизов, как сольных, так и в составе разнообразных ансамблей, чье звучание варьируется от прога и мат-рока через фри-джаз к эмбиенту и электроакустике. При этом Патрик одинаково свободно чувствует себя как в импровизации, так и в композиции — да, современной академической музыке он тоже не чужд.

Кроме этого, в творчестве Патрика Широиши есть идеологическая составляющая, что, опять же, очень характерно для музыкантов его поколения. Тут достаточно вспомнить хотя бы Шабаку Хатчингса, который в последнее время норовит практически каждую свою запись снабдить неким общественно-политическим высказыванием. Как полагается, Патрик глубоко копается в собственном бэкграунде: сейчас его особенно интересует тема интернирования японцев в США. Во время Второй мировой войны более ста тысяч этнических японцев (большая часть из которых имели американское гражданство) были насильственно перевезены с западного побережья США в концентрационные лагеря, которые называли «военными центрами перемещения». Одним из таких «перемещенных» был дед музыканта, Патрик Хидеми, в честь которого Патрик-младший и получил имя. Опыту деда, а также японскому понятию «гаман» — способности стоически переносить все невзгоды и унижения — и посвящен новый диск.

От пластинки с такими вводными ждешь музыки скорбной и надломленной, тем более что в предыдущем альбоме  музыканта на ту же тему «Descension» (2020) всё это есть. А вот «Hidemi» на первый взгляд прикидывается холодным и рассудочным (в самом лучшем смысле этого слова) джаз-минимализмом по заветам Колина Стетсона и Бендика Гиске. Саксофонные петли, последовательно наложенные друг на друга, задают трекам почти райховскую структуру. Однако вместо того чтобы, подобно собратьям-минималистам, долго гипнотизировать слушателя повторами и вводить его в транс, Патрик быстро выводит пьесы к эмоциональному пику. За три минуты — именно столько в среднем длятся треки на альбоме — Широиши превращает минимализм во фри-джазовую экспрессию. Повторяющиеся петли будто бы прокладывают рельсы, по которым будет разгоняться трек, но заканчивается всё непременно ярким и резким разрешением.

При этом в плане звукоизвлечения Широиши можно назвать консерватором. Он не увлекается расширенными техниками, не пытается превратить саксофон в диджериду, выдуть из него запредельно низкие ноты (как Стетсон) или подчеркнуть в звуке шумовую составляющую (как Гиске). Его тембры чисты и прозрачны, да и минимализм, кажется, возникает в его пьесах скорее вынужденно, просто от желания обходиться своими силами, но стремясь при этом к плотности и насыщенности хотя бы среднего состава. Как бы то ни было, «Hidemi» — запись интересная и необычная. Случайно или намеренно, но Широиши удалось впрячь в одну телегу сразу несколько изводов современного джаза. Кажется, этот эксперимент может стать важным рубежом, после которого в его карьере начнется новая фаза.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка | Bandcamp

Об авторе

Ник Завриев

Музыкант, журналист, преподаватель. Автор подкаста «Планетроника».

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии