Выбор «Джазиста»:
10 лучших альбомов
октября

Десятый выпуск альбомного дайджеста в 2021 году: редакция «Джазиста» выбрала десять октябрьских релизов, достойных вашего внимания. 


Оксана Григорьева
«Ever After»
(ТОПОТ)

Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Oxana Grigoryeva, Ever After

Московская барабанщица Оксана Григорьева хорошо известна любителям российской импровизационной сцены. Она играет модный инди-джаз в группе The RIG, вдохновенные свободные импровизации в квартете Drumazhur, тяжелый шумовой даб в трио «Изразец», гаражный рок в проекте «Материнская Плата». Также на ее счету участие в раннем составе джаз-панковых тяжеловесов «Бром», сотрудничество с рядом известных российских и зарубежных музыкантов — и множество других проектов. Все они звучат совершенно по-разному, но в каждом из них игра Григорьевой неизменно приковывает к себе особое внимание. Ее манера эффектно сочетает техничность и необузданность: она виртуозно, с математической точностью исполняет очень сложные партии, сохраняя при этом свободу звукоизвлечения и панковский задор. Какой бы замысловатой ни была музыка, игра Оксаны помогает сохранить в ней живой нерв. И всё же работа со всеми этими командами не раскрывает ее потенциал целиком. Интересы Григорьевой не ограничиваются джазом и свободной импровизацией, а ее стиль музицирования не всегда бывает энергичным и агрессивным — и это наглядно показывает ее новый сольный альбом «Ever After». Григорьева ясно дает понять, что не стоит воспринимать ее исключительно как отвязного виртуоза джаз-панка: здесь она раскрывается как музыкант с тонким вкусом, умением работать с тишиной и прекрасным чувством звука и пространства, который в то же время может дать волю и диким инстинктам. Этот альбом — мощное творческое высказывание от человека, находящегося в постоянном поиске и развитии новых идей.
Леонид Кравченко (рецензия)


Игорь Яковенко
«The Music Machine»
(Fancymusic)

Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Яндекс.Музыка

Igor Yakovenko, Игорь Яковенко, The Music Machine
Пианист и композитор Игорь Яковенко одинаково комфортно чувствует себя на территории академической музыки и джаза. Опыт работы с джазовыми составами позволяет ему включать в классические формы элементы импровизации, и это сочетание очень ценят его коллеги из академической среды. А его новый альбом «The Music Machine» — наоборот, полноценная джазовая запись, в которой находится широкое применение академическому бэкграунду лидера. Это концептуальный альбом: он изображает музыку, сгенерированную искусственным интеллектом, который по ходу сочинительства обретает всё больше эмпатии и прочих человеческих качеств. В соответствии с таким замыслом почти все композиции имеют псевдомашинные названия (например, одна из лучших вещей альбома — это щемяще красивая «g12vtu5j»), а вокальные партии представляют собой абстрактные вокализы. Сами по себе композиции фактически оказываются лишены смысловой нагрузки — нужно лишь представить, что их сочинила машина, и поразмыслить над тем, возможно ли воплотить такую легенду в реальность. Ансамбль играет композиции со сложной ритмической основой, вызывающей ассоциации скорее с King Crimson, чем с постбопом. Любопытен исполнительский стиль Яковенко: он играет в непривычной по его сольным записям атакующей манере, чуть ли не стуча по клавишам, и фортепиано здесь нередко оказывается ведущим ритмическим инструментом. Что же касается вопроса, заданного концепцией альбома, то ответ на него после прослушивания становится очевиден: трудно представить, что даже самой совершенной нейросети будет под силу сочинить такую музыку. По крайней мере, в обозримом будущем.
Л. К. (рецензия)


Lionel Loueke,
Reuben Rogers &
Eric Harland

«Close Your Eyes»
(Sounderscore)

Spotify | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка | Bandcamp


Еще в 2017 году лейбл Newvelle Records издал «Close Your Eyes» Лионеля Луэке на виниле, и только в конце октября 2021-го Sounderscore Records переиздали альбом в цифровой и CD-версиях (о принципах работы лейбла Newvelle «Джазист» уже рассказывал). На сегодняшний день бенинец Луэке — один из наиболее ярких и самобытных гитаристов в мире. Он нередко выступает и записывается в одиночку, мастерски соединяя сложные постбоповые гармонии с африканскими ритмами, а иногда дополняя звучание вокалом и щелкающими согласными, характерными для языка народа коса. И хотя «Close Your Eyes» тоже не обходится без этнического налета, Луэке делает сильный крен в сторону прямолинейного джаза: вместе с круто сваренной ритм-секцией Рубена Роджерса (контрабас) и Эрика Харланда (ударные) он играет стандарты — от «Body and Soul» Джонни Грина и «Moon River» Генри Манчини до «Solar» Майлза Дэвиса и «Footprints» Уэйна Шортера, самого «африканского» трека на альбоме. Неординарный стиль Лионеля Луэке позволяет ему вдохнуть новую жизнь в любой материал, к которому он прикасается, — и целый альбом стандартов не исключение.
Лев Боровков


Niсk Mazzarella,
Ingebrigt Håker Flaten,
Avreeayl Ra

«What You Seek Is Seeking You»
(Astral Spirits)

Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка


37-летний чикагский саксофонист Ник Маццарелла — ярый последователь позднего Джона Колтрейна и обладатель роскошной бороды. До недавнего времени возникали сомнения, какое именно из этих двух обстоятельств больше заслуживает внимания. Новая его работа наводит в вопросе ясность; к счастью для поклонников джаза, не в пользу растительности на лице. На пластинке запечатлена лайв-сессия, сыгранная летом 2019 года. Партнеры Ника по трио — музыканты-тяжеловесы, чьи заслуги как раз однозначны. Хокер Флатен, верный соратник Пола Нильссена-Лава и Матса Густафссона, переиграл фри-джаз во всех мыслимых конфигурациях как в Европе, так и в США. Авриэйл Ра — живая частичка Sun Ra Arkestra, светило и мощь чикагской импровизационной сцены, который в охотку работает и с прогрессивной молодежью вроде Люка Стюарта из Irreversible Entanglements. Казалось, половина успеха альбому обеспечена была еще до записи. С такими-то товарищами точно не оплошаешь. Вышло, впрочем, интересное: участники не слишком сошлись характерами. И именно это придает работе нужную остроту. Ник Маццарелла опирается на украшательства: протяжные вибрато, игру мелкой трелью (так называемым «шейком»), рычания и взвизги, акцентированную атаку отдельных звуков. Ра работает методом сокрушительного натиска, применяя его по поводу и без. Хокер Флатен двигается ему под стать, демонстрируя феноменальную плотность звука контрабаса. Поначалу выполняя роль догоняющего, к финалу («Debris») Маццарелла входит в раж, начиная играть бесстрашно, даже свирепо — и становится безусловным центром внимания, потеснив соратников.  В результате у нас есть счастливая возможность наблюдать за тем, как просто крепкий саксофонист набирает мышечную массу и превращается в отменного — и происходит это в компании больших джазовых атлетов.
Наталья Югринова (рецензия)


Miho Hazama
«Imaginary Visions»
(Edition)

Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Miho Hazama, Imagimary Visions
Биг-бэнду Датского радио повезло: в 2019 году его главным дирижером стала уроженка Токио Михо Хадзама. Это престижный пост — в разные годы существования биг-бэнда, одного из лучших в Европе, ее предшественниками были такие джазовые светила, как Тэд Джонс, Боб Брукмайер и Джим Макнили. «Imaginary Visions» — шестой альбом в дискографии Хадзамы и ее первый сольный релиз после вступления в должность. Очень любопытно сравнивать новую работу Михо с предыдущей — альбомом «Tributes», созданным в коллаборации с норвежским саксофонистом Мариусом Несетом. Музыка с обеих пластинок — это изобретательное взаимопроникновение джаза, фанка и рока, укорененное в дисциплинированном академизме. На «Imaginary Visions» Хадзама открыто цитирует собственные аранжировки с «Tributes» — например, зловещее восходящее арпеджио духовых по неустойчивому аккорду, который разрешается в тонику в кульминации «I Said Cool, You Said… What?», или радикальную смену темпа через брейк на малом барабане в «Mingle-Mangle Goody Bag». И это не признак недостатка идей, а маркер стиля — броского, искусного и самобытного. Стиль этот возник не на пустом месте. Музыка Михо подобна дисперсии света: она вбирает в себя влияния столпов джазовой композиции — Гила Эванса и Марии Шнайдер, тех же Джонса, Брукмайера и Макнили, Марии Шнайдер — и преломляет их, раскладывая в спектр, полный новых красок и выразительных средств.
Л. Б. (рецензия)


Jeff Lederer’s Sunwatcher
«Eightfold Path»
(Little (i) Music)

Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Jeff Lederer, Eightfold Path
Саксофонист, кларнетист и композитор из Нью-Йорка Джефф Ледерер играет музыку различных направлений. Есть у него и весьма специфические в плане тематики работы, которые делают его творчество уникальным. В свое время в Оберлинском колледже в Огайо Ледерер изучал занятную дисциплину под названием «Сравнительное религиоведение» и интерес к различным духовным учениям перенес в собственную музыку. На новейшем альбоме «Eightfold Path» Джефф обратился к буддизму. Как говорит Ледерер, он сам не практикующий буддист, но относится к буддизму с интересом и симпатией, поэтому задался целью изложить основы буддистского учения на языке джаза. Восьмеричный путь, о котором идет речь в заголовке альбома, — указанный самим Буддой путь освобождения от сансары. Сводится этот путь к восьми правилам, которым следуют в своей жизни буддисты — поэтому на альбоме восемь пьес. Решены они в новоджазовой эстетике, и практически постоянный «горячий» дуэт двух главных голосов — саксофона Ледерера и Hammond-органа Джейми Сафта — просто великолепен. Многое в музыке Ледерера идет от фри-джаза, но весьма часто орган и саксофон ведут диалог на фоне вполне регулярного и даже жесткого ритма. А в финальном треке «Right Mindfulness» Сафт неожиданно переходит с органа на классическое фортепиано, и его спокойное звучание действительно направляет ваши мысли в медитативное русло. Если Ледерер добивался именно такого эффекта, то это у него получилось здорово.
Леонид Аускерн (рецензия)


Patrick Shiroishi
«Hidemi»
(American Dreams)

Spotify | Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка


Американец японского происхождения Патрик Широиши — один из тех, с кем связывают будущее джазовой сцены Лос-Анджелеса. Играет Патрик примерно на всех инструментах — чаще всего на саксофоне, но, помимо этого, его можно увидеть за ударной установкой, клавишами, а также с гитарой и у микрофона. В его дискографии, основная часть которой приходится на период с 2015 года по наше время, — десятки релизов, как сольных, так и в составе разнообразных ансамблей, чье звучание варьируется от прога и мат-рока через фри-джаз к эмбиенту и электроакустике. Кроме этого, в творчестве Патрика Широиши есть идеологическая составляющая, что, опять же, очень характерно для музыкантов его поколения. Сейчас его особенно интересует тема насильного перемещения американских японцев во время Второй мировой войны в концентрационные лагеря — одним из таких «перемещенных» был дед музыканта Патрик Хидеми. Ему и посвящен альбом. Странным образом «Hidemi» на первый взгляд прикидывается холодным и рассудочным джаз-минимализмом по заветам Колина Стетсона и Бендика Гиске. Саксофонные петли, последовательно наложенные друг на друга, задают трекам почти райховскую структуру. Однако вместо того чтобы, подобно собратьям-минималистам, долго гипнотизировать слушателя повторами и вводить его в транс, Патрик быстро выводит пьесы к эмоциональному пику. За три минуты — именно столько в среднем длятся треки на альбоме — Широиши превращает минимализм во фри-джазовую экспрессию. Повторяющиеся петли будто бы прокладывают рельсы, по которым будет разгоняться трек, но заканчивается всё непременно ярким и резким разрешением.
Ник Завриев


Arturo O’Farrill,
The Afro Latin Jazz Ensemble

«…dreaming in lions…»
(Blue Note)

Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Arturo O’Farrill, dreaming in lions
O’Фэрриллы в латиноамериканском (точнее, афро-кубинском) джазе почти столь же славная династия, что и Марсалисы в джазе афроамериканском. Начало ей положил Артуро «Чико» O’Фэррилл, прославившийся как лидер успешного биг-бэнда, композитор и аранжировщик для многих грандов джаза и латиноамериканской музыки, среди которых были Бенни Гудман, Диззи Гиллеспи, Стэн Кентон, Мачито, Тито Пуэнте. А его сын Артуро-младший, пожалуй, своей известностью уже превзошел отца. На его счету несколько «Грэмми», и его биг-бэнд The Afro Latin Jazz Orchestra (основан в 2007 году по предложению Уинтона Марсалиса для выступлений в Линкольн-центре) считается лучшим большим составом латиноамериканского джаза. Новая работа Артуро O’Фэррилла «…dreaming in lions…» сделана в ином ключе и ином формате. Надо сказать, что Артуро давно и с удовольствием пишет музыку к балетам и хореографическим постановкам. Программу нового альбома составили две сюиты, написанные для спектаклей  «Despedida» и «Dreaming in Lions». Слушая альбом, понимаешь, что Артуро нашел необходимый в данном случае баланс между мощью ансамбля и камерностью историй, которые он рассказывает средствами музыки. Средства эти очень разнообразны: вы услышите и стопроцентно свинговый джаз, и элементы фанка, и скорбное академическое соло в «Dreams So Gold», и, конечно же, латину, которую O’Фэррилл экономно, но вполне ощутимо разлил в звуковом пространстве альбома. Альбом еще раз убеждает, что из трех ипостасей Артуро O’Фэррилла — пианиста, композитора и бэндлидера — главной остается всё же его композиторское искусство, в котором он вслед за Дюком Эллингтоном решительно перешагивает за условные джазовые границы.
Л. А. (рецензия)


Kurt Elling
«SuperBlue»
(Edition)

Spotify | Bandcamp | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка


Новый альбом вокалиста Курта Эллинга создавался методом «челночной дипломатии»: один из продюсеров, гитарист Чарли Хантер, курсировал между Чикаго, где живет Эллинг, и Вирджинией, где записывалась ритм-секция — барабанщик Кори Фонвилл и клавишник DJ Харрисон. Трудно поверить, что, когда пластинка вышла, Эллинг еще не был лично знаком с Фонвиллом и Харрисоном: здесь все так дружно наворачивают грува, как будто давно друг друга знают. Гибридная гитара Хантера (наполовину бас, наполовину обычный инструмент) почти всё время остается в тени, но именно она служит натуральным загустителем общего саунда. Трек-лист разнообразен: помимо оригинальных вещей, Эллинг положил слова на музыку Уэйна Шортера и Карлы Блей, сделал каверы на Тома Уэйтса и Коди Чеснатта, а титульная композиция — один из хитов Фредди Хаббарда. Бесспорно, Курт Эллинг — блистательный вокалист с ярким тембром, широким диапазоном и безупречной техникой, но есть в его манере отчетливое самолюбование, которое мешает поверить в его искренность. Пожалуй, это единственное, в чем можно упрекнуть отличный альбом.
Л. Б.


Nicholas Payton
«Smoke Sessions»
(Smoke Sessions)

SpotifyApple Music | DeezerЯндекс.Музыка


Николас Пэйтон — гений. Под этим утверждением наверняка подпишутся сразу несколько поколений музыкантов, с кем Пэйтон играл, играет и еще будет играть вместе. Однако за пределами достаточно узкого музыкантского сообщества гениальность Пэйтона размывается набором клишированных представлений о нем. Для одних он — «молодой лев» и последователь традиций, для других — отрицатель слова «джаз», для третьих — блогер-конспиролог с провокационными высказываниями, для четвертых — вечно расслабленный человек, утопающий в клубах несигаретного дыма. Пэйтон сам как будто заинтересован в том, чтобы его выдающийся талант оставался знанием меньшинства. Вот и свой новый альбом он, словно намекая на отсутствие сложносочиненных амбиций, назвал именем выпускающего лейбла — «Smoke Sessions» — и издал практически без анонсов и промокампаний. А ведь, возможно, это лучший его альбом. За час с небольшим Пэйтон с невероятной легкостью успевает сделать так много сложных вещей, что умом не понять — остается только почувствовать сердцем. Он лихо проводит линию придуманной им же самим концепции Black American Music от постбопа 60-х и, в частности, так поразившего его в юношестве альбома Майлза Дэвиса «Four & More» к фанку, соулу и хип-хопу. Объединяет вместе джазовых легенд — контрабасиста Рона Картера и саксофониста Джоржа Коулмана — с барабанщиком и хип-хоп-продюсером Карримом Риггинсом. Признается в любви к Дэвису, Киту Джарретту, Херби Хэнкоку и встраивает их в уникальную систему собственных композиторских координат. Ухитряется отмачивать хулиганские гэги в композиции «Levin’s Lope», где Рон Картер с серьезным грувом воспроизводит басовую линию из пэйтоновского же электронного альбома «Quarantined with Nick». И в то же время достигает непостижимого уровня пронзительности в двухчастной балладе «Lullaby for a Lamppost (for Danny Baker)». Предстает одновременно в амплуа неординарного пианиста и трубача-виртуоза, создавая из двух разных миров — фортепианное трио vs. трио без гармонического инструмента — один общий. Вокруг «Smoke Sessions» можно было бы сочинить с дюжину музыковедческих теорий и джазовых концепций, но Пэйтон уводит свою музыку в такое безграничное пространство свободы, где джаз и правда не более чем слово из четырех букв.
Александр Аношин


 

Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии