Норвежский саксофонист Бендик Гиске еще в конце нулевых играл в составе джазового ансамбля Listen! вместе с именитым трубачом Арве Хенриксеном, однако по-настоящему стал известен буквально года три назад, после того как уже в качестве сольного артиста подписался на лейбл Smalltown Supersound. Лейбл этот всегда вел довольно эклектичную политику, в его каталоге есть и новое диско, и экспериментальная электроника, и инди-поп. Но к джазу здесь всегда питали особенную любовь: на Smalltown и его подразделениях издаются The Thing, Jaga Jazzist, Free Fall, Джо Макфи и другие джазовые и околоджазовые музыканты.
Как и положено сегодня, Гиске — музыкант идеологизированный. Он увлекается квир-теорией и философией, в первую очередь работами влиятельного культуролога Хосе Эстебана Муньоса, а в музыке ценит телесность и пытается перенести в звук язык тела. Ну и опять же, в соответствии с логикой момента, Бендик Гиске совсем не чужд электроники. Он сотрудничает с британкой Келли Ли Оуэнс (тоже клиенткой Smalltown Supersound), а минувшей весной даже выпустил совместную пластинку с московским электронщиком Павлом Миляковым, который вообще не сторонится джазовых экспериментов.
Не обошлось без электроники и на «Cracks» — номинально третьем лонгплее Гиске. Здесь в роли саундпродюсера выступает его земляк Андре Браттен. В начале 2010-х Браттен дебютировал с типично скандинавским ню-диско, но затем целенаправленно двигался в сторону эмбиент-техно и прочей куда более экспериментальной музыки. В «Cracks», в отличие от дуэта с Миляковым, электроника совсем не бросается в глаза. Да, здесь есть немного глубокого баса и чуточку синтетической перкуссии, но электроника на этом альбоме — скорее «способ приготовления», контекст, в который помещен саксофон Гиске.
Саксофонные партии, звучащие рыхло и с дыханием, Гиске нарезает в петли (порой по-глитчевому неровные), зацикливает, укладывает слоями и помещает в облако реверберации. Это не столько джаз, сколько постминимализм, музыка не по-джазовому рассудочная — если не читать «инструкцию» к альбому, про язык тела и не вспомнишь — и уходящая корнями к современным академическим композиторам начиная со Стива Райха и заканчивая чуть ли не Яном Робеном. Интересно и то, что при всей экспериментальной природе этой записи и порой довольно резком тембре, Гиске умудряется оставаться в рамках традиционных гармоний и звучать вполне доступно и музыкально. Ближайший ориентир для сравнения — альбом «All This I Do for Glory» Колина Стетсона, но норвежец звучит чуть более чисто и прозрачно.
Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка