Импровизация и жизнь: Телониус Монк
в королевских покоях

Вышла в свет книга “Jazz and Psychotherapy: Perspectives on the Complexity of Improvisation” (Routledge, 2020). Ее автор, Симеон Алев, не просто ищет точки соприкосновения между джазовой импровизацией и психотерапией, а рассматривает импровизацию в широком контексте — как важный фактор повседневного существования человека и общества.

Это напомнило мне случай из странной жизни пианиста Телониуса Монка, великого импровизатора и одного из архитекторов современной музыки. В середине 60-х его группа гастролировала по Европе, и в Варшаве их потянуло к достопримечательностям. Дальше — по книге Робина Келли “Thelonious Monk: The Life and Times of an American Original” (Aurum Press, 2013):

«Они пошли в Королевский замок (Zamek Królewski), который с XIII века был резиденцией польских монархов. Замок сохранил первозданный вид, и посетителям приходилось надевать поверх обуви специальные тапочки. Когда экскурсия добралась до одной из спален королевы, где потолки расписаны херувимами и парящими ангелами — «прямо как Сикстинская капелла», Телониус решил пролезть через бархатные ограждения и опробовать кровать. «Я был внизу, — вспоминает [барабанщик] Бен Райли, — и вдруг услышал крик [жены Монка] Нелли. Прибежав наверх, я увидел Телониуса на королевском ложе. Охрана и все остальные стояли рядом и не знали, как быть. Я сказал: «Телониус, мэн, вылезай оттуда, это же национальное достояние. Тебя посадят. Что ты вообще делаешь в этой кровати, мэн?» А он лежит себе, скрестив руки, и говорит: «Я просто хотел увидеть то, что видела эта сучка».

Грубо, но показательно. Импровизация — всегда выход за рамки, какими бы они ни были.

Об авторе

Лев Боровков

Сооснователь JAZZIST. Специалист по авторскому праву. Заигрывал с джазом в школьной группе (к счастью, записи не сохранились). Автор Telegram-канала The Lost Chords.

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии