Бразильский карнавал: 10 альбомов лейбла Far Out | Джазист | Тексты

Бразильский карнавал:
10 альбомов
лейбла Far Out

Если вы хотя бы немного интересуетесь музыкальной культурой и историей Бразилии, то наверняка встречались и с британским лейблом Far Out, который популяризует музыку этой страны на мировом уровне. Постоянный автор «Джазиста» Илья Рассказов основательно покопался в каталоге лейбла, выбрал десять ключевых альбомов и попросил основателя Far Out Джо Дэвиса рассказать о каждом из них. Обратите внимание на бонус в конце материала — авторский микс с музыкой лейбла.

История лейбла Far Out Recordings полна энтузиазма, фанатичной любви к музыке, настоящего риска и, в конце концов, заслуженного успеха и примера для подражания. Началась она с того, что семнадцатилетний диджей из Лондона Джо Дэвис на свой страх и риск отправился в Бразилию искать новую музыку, а нашел дело всей жизни. Лейблу, основанному в 1994 году, скоро исполнится тридцать лет и, к счастью для его поклонников, следить за ним от релиза к релизу становится всё интереснее. Афро-бразильский джаз, босса-нова, самба, фанк, соул, фьюжн, фолк, этно и многочисленные кросс-жанровые эксперименты из страны «порядка и прогресса» [по-португальски Ordem e Progresso — национальный девиз Бразилии с момента ее основания, который указан на флаге, гербе, печати и других символах. — Прим. редакции] — всё это Far Out. Для множества культовых сегодня музыкантов — группы Azymuth, певца Маркуса Валле, певицы Жойси, гитариста Эрмету Паскуаля, певца и композитора Милтона Насименту, композитора Артура Верокая и других — лейбл стал новым домом, перезапустившим их карьеры и открывшим их имена для новых поколений меломанов. На сегодняшний день в каталоге Far Out больше 230 лонгплеев. Среди них переиздания записей 60–80-х годов, оригинальные релизы, серии сборников, собственные продюсерские проекты. Словом, множество достижений, о которых только может мечтать независимый лейбл.


Azymuth
«Fênix»
(2016)

Яндекс.Музыка | VK Музыка | Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Пианист Жозе Роберту Бертрами, барабанщик Иван «Мамау» Конти, басист Алекс Малейрус — удивительное бразильское трио и, без сомнения, один из столпов Far Out. Лейбл переиздал все основные классические работы группы, сочиненные в 70–80-х, включая дебютный альбом «Azimuth» (1975) и шедевральные «Light as a Feather» (1979) и «Outubro»(1980). Не так давно был выпущен еще и мощнейший двойной сборник ранних демо-треков группы, увидевших свет впервые. Когда записывались эти демки, группа Azymuth была квартетом — на перкуссии играл Ариовальду Контесини. Собственная карьера команды еще толком не успела стартовать, и совсем молодые люди были заняты в качестве сессионных музыкантов у бразильских суперзвезд того времени — например, Жоржи Бена или Элис Режины.

С конца 90-х все новые записи Azymuth выходят исключительно на Far Out, и можно сказать, что лейбл вернул группе былую популярность, познакомив с их музыкой новое поколение и новую аудиторию. Если все-таки выбирать один альбом группы для этого списка, то пусть это будет именно «Fênix» — последняя на данный момент долгоиграющая запись группы, увидевшая свет в 2016-м. Пластинка с говорящим названием стала первой записью трио после смерти клавишника группы Жозе Роберту Бертрами (его не стало в 2012-м). Место Бертрами занял Кику Континентину, талантливый пианист, композитор и аранжировщик, ранее игравший у Милтона Насименту, Жилберту Жила и Джавана. Влился он в группу так, будто числился в ней с момента основания, но при этом, несомненно, привнес что-то новое. На пластинке немало моментов, дающих убедиться в этом. Особенно фактурны два трека, принадлежащих перу Континентину, — неспешный воздушный фанк «Neptunians» и полная семидесятнического сайфая композиция «Orange Clouds». Последняя вещь особенно запоминается превосходным соло самого Кику и тем, как органично он взаимодействует с Конти и Малейрусом.

Заглавная вещь «Fênix» выполнена в канонах классического «азимутовского» звучания, но не без взгляда в нынешний день. Возьмите главные хиты группы «Dear Limmertz» и «Jazz Carnival» и помножьте на сверхсовременный саунд; недаром заказ на изготовление ремикса на этот трек получил чикагский хаус-футурист Рон Трент. Расслабленный грув «Villa Mariana» заставляет вспомнить еще одну любимую многими классику бразильского трио — «Last Summer in Rio» с пластинки 1981 года «Telecommunication». А космическая батукада [один из подстилей самбы. — Прим. редакции] «Corumba» от Ивана Конти — привет ценителям передовых электронных ритмов.

Джо Дэвис, основатель и руководитель лейбла Far Out:

— Смерть моего дорогого друга Жозе Роберту Бертрами стало одним из самых грустных событий в моей жизни. Он был замечательным человеком, очень близким мне лично и важным человеком, вокруг которого во многом строилось звучание лейбла. После его ухода мы записали только один альбом за десять лет, и им стал «Fênix» — тут играет великолепный клавишник Кику Континентину, ставший теперь постоянным участником группы. Эта работа стала очень успешной, несмотря на то, что исполнение Кику, конечно же, сильно отличается от того, как играл Жозе. Но получился фантастический альбом, звучание которого несколько отличается от привычного Azymuth. Пластинку спродюсировал Даниэль Маник, он отлично поработал над звучанием записи. У нас остался еще один альбом, который был записан при участии Жозе. Мне было очень грустно его выпускать, но, с другой стороны, хотелось, чтобы парни продолжали работать, поэтому мы и решили сделать «Fênix». Вообще, лично я просто не знал, как нам выпускать эту пластинку, потому что я хотел по-особенному увековечить память Жозе и его музыку. Он был настоящей легендой! Благодаря выходу «Fênix» мы смогли вернуть Azymuth к активной деятельности, ведь они не выпускали ничего с момента выхода альбома «Aurora» в 2011 году.


Ivan Conti
«Poison Fruit»
(2019)

Яндекс.Музыка | VK Музыка | Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

На Far Out выходили сольные альбомы всех участников оригинального состава Azymuth. Так, в 2021 году увидела свет новая работа басиста Алекса Малейруса «Tempos Futuros», а этой весной лейбл переиздал две пластинки, созданные покойным клавишником Жозе Роберту Бертрами на заре его карьеры, — «Os Tatuís» (оригинал вышел в 1965-м) и «Jose Roberto Trio» (1966). Это, бесспорно, интереснейшие работы, но особняком в каталоге Far Out стоит альбом барабанщика Ивана Конти «Poison Fruit». Конти — это действительно лучший бразильский ответ Тони Аллену и Бернарду Пёрди, и если выбирать величайшего ударника страны, то он будет первым в списке претендентов, а «Poison Fruit» окажется здесь идеальным аргументом.

Альбом спродюсирован и записан вживую самим Иваном в его домашней студии: музыкант взял на себя акустические барабаны, эффекты, клавиши и даже вокал. Главным помощником стал его сын Тиагу, а на нескольких треках можно услышать бас Алекса Малейруса и клавиши Кику Континентину. C продюсированием и созданием микса помогал Даниэль Маник — еще одно важное для Far Out имя. Маник приходится сыном Жан-Полю Манику, основателю лондонского брит-фанкового и эйсид-джазового проекта Incognito. С середины 90-х он записывает электронику под псевдонимом Venom. На его счету работа в качестве продюсера на огромном количестве релизов Far Out, участие в сборной супер-группе лейбла Far Out Monster Disco Orchestra и еще два отличнейших сольных лонгплея «Macumba Quebrada» и «Persistance». Наверное, именно Манику мы обязаны тем, что «Poison Fruit» звучит как идеальная музыка для диджеев.

Название альбома — «Отравленный фрукт» — не без намека. «Фруктом» тут оказывается никто иной, как сам Конти, ведь его прозвище Мамау переводится с португальского как «папайя». Ядом же, очевидно, становится электроника. Из каждого трека сияет хитрая ухмылка Ивана, который на этой записи молод душой, как никто другой в его солидном возрасте. Принимая правила современной игры в музыку, он легко дает фору новому поколению. Конти остается собой, но смело ступает на территорию модных битмейкеров и электронных продюсеров — и, нужно признать, уверенно выигрывает. Результат превосходен — будь то гудящий басами хаус («Bacurau» и «Poison Fruit»), абстрактный хип-хоп («Ilha Da Luz», «Ninho» и особенно «O Ritual») или оторванный тропический инди-панк «Que Legal». Как ударник Конти за долгие годы своей славной карьеры не мог не заигрывать с электроникой, хотя дело не всегда оборачивалось успехом. Достаточно вспомнить его неоднозначную коллаборацию с Мэдлибом на альбоме «Sunjinho» проекта Jackson Conti. Но на «Poison Fruit» звезды сошлись как надо. Проходных треков на альбоме просто нет, а каждый второй — настоящий шедевр.

Джо Дэвис:

— Иван прислал мне новый материал, над которым он работал после своих коллабораций с Мэдлибом и Роком Хантером. Он как раз переехал из Рио-де-Жанейро в местечко под названием Сакуарема, где построил собственную студию. У него появилось больше времени, поскольку он теперь живет за городом. Он предложил мне все эти великолепные демо-записи, и я сразу подумал, что такая музыка отлично передает его характер и уникальность. Я хотел развить эти идеи. Тогда я предложил Даниэлю Манику стать продюсером альбома и закончить его запись при помощи наших общих друзей и друзей Ивана в Рио. У нас намечается вторая часть этого альбома. Она будет более акустической, ближе к тому, что сам Иван хотел сделать изначально — и это тоже будет отличная запись.


Marcos Valle
«Nova Bossa Nova»
(1998)

Яндекс.Музыка | VK Музыка | Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Маркус Валле — еще один ветеран бразильской музыки XX столетия, чье творчество обрело вторую жизнь во многом благодаря Far Out. Его карьера стартовала еще в начале 60-х и неразрывно связана с босса-новой; он был одним из тех, кто стоял у истоков этого жанра, неизменно продолжая экспериментировать с ним. До этого альбома Валле не записывал ничего больше десяти лет, разочаровавшись в том, куда повернула музыкальная индустрия. Из долгой паузы его вытянул Джо Дэвис. Сначала он ангажировал Валле для проекта Friends From Rio — бразильской супер-группы, собранной Far Out, чтобы записать альбом кавер-версий всякой классики с расчетом на цветущую эйсид-джазовую сцену. Время было подходящее: на лондонских танцполах 90-х вовсю гремели наложенные на электронный бит батукады и самбы. В процессе родилась амбициозная идея записать собственный альбом Валле — так на свет и появилась пластинка «Nova Bossa Nova», эталонная смесь босса-новы и бразильского джаза и первый альбом музыканта для Far Out. А всего их на данный момент уже шесть, включая сборник «Carioca Soul».

Валле, которому в следующем году исполнится 70 лет, до сих пор в потрясающей форме и снова активно выступает. В 2019-м он выпустил свой последний на данный момент лонгплей «Sempre», в котором возвращается к теме диско (эта запись выполнена в духе главного бестселлера Маркуса, диско-буги хита «Estrellar», который гении маркетинга в начале 80-х додумались продавать как саундтрек для занятий аэробикой). Но для джазового списка, конечно же, «Nova Bossa Nova» подходит гораздо лучше, тем более что Far Out недавно с удовольствием переиздал работу в честь ее двадцатилетия и обеспечил новое поколение поклонников свежим тиражом. Альбом был записан примерно в то же время, что и эпохальный дебют Бебель Жилберту «Tanto Tempo», и выдержан в похожей стилистике: медленные босса-новы, наложенные на простоватый трип-хоповый ритм, типичный для конца 90-х. Исключение составляет разве что клубный номер «Freio Aerodinâmico». Но если у Бебель Жилберту за биты отвечали маститые электронные продюсеры вроде Suba и Амона Тобина, то Валле выступил в роли человека-оркестра и почти всё сделал сам. На «Nova Bossa Nova» Маркус поет, играет на гитаре, клавишах, флейте, аранжирует струнные, продюсирует звук. Без гостей, впрочем, также не обошлось. В «Cidade Alberto» и «A Vontade de Rever Voce» поет Патрисиа Альви. В нескольких композициях звучат флейты и саксофоны в исполнении Рикарду Понтеса, а на басу играет Паулу Сезар Баррос, работавший с отцом бразильского рока Раулем Сейшасом и пионером самба-рока Тимом Майя. Прекрасны и до предела романтичны фолковая самба «Nordeste» и инструментальный фанковый фьюжн «Bar Ingles». Для Far Out, да и для всей бразильской музыки «Nova Bossa Nova» — пластинка абсолютно знаковая.

Джо Дэвис:

— Когда я только начал делать лейбл, мне приходилось очень долго упрашивать звездных музыкантов вроде Жойси и Маркуса Валле прийти в студию. Я два года надоедал Маркусу, прежде чем он решился сделать что-то и сказал, что готов. Мы сели в студию с моим товарищем и партнером Роком Хантером, который в то время помогал мне со всеми записями. Как это случалось со многими релизами того периода, мы пробовали экспериментировать с новыми технологиями в работе со звуком. Может быть, это было некоторой авантюрой, потому что мы были не так уж опытны, но я тем не менее решил, что нужно действовать именно так. Альбом был успешен и стал одним из первых релизов в жанре электронной боссы в Европе. Можно сказать, он был краеугольным камнем для всей этой сцены, а его звучание позже практически копировали Бебель Жилберту и многие другие музыканты. Спустя пару лет после выхода альбома, в начале нулевых, сцена «новой босса-новы» достигла своего пика, и Маркус согласился сделать еще несколько записей для нас. Этот альбом — по-прежнему культовая классика. То, что он вообще увидел свет, — настоящее чудо. Когда мы над ним работали, нашу студию ограбили, вынесли большую часть оборудования. Половина пленок просто исчезла. Нам тогда пришлось записывать очень многое заново.


Naná Vasconcelos
«4 Elementos»
(2013)

Яндекс.Музыка | Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Жувенал де Оланда Васконселус, больше известный просто как Нана, по праву считался одним из лучших перкуссионистов на свете — не только в мире бразильской музыки, но и джаза, этники, рока и всяческого авангарда. Милтон Насименту, Гато Барбиери, Эгберту Жисмонти, Пэт Метини, Рон Картер, Дон Черри, Жан-Люк Понти, Би Би Кинг, Дэвид Бирн и Talking Heads — вот всего лишь несколько больших имен из длинного списка тех, с кем успел поиграть Васконселус. В 70-х он вместе с Доном Черри и Колином Уолкоттом создал трио Codona, выпустившее на ECM три альбома, где фри-джазовый авангард смешивался одновременно с индийской и бразильской традициями. Дон Черри — пожалуй, самый близкий по духу Васконселусу музыкант за пределами Бразилии. Они оба коллекционировали и использовали самые разнообразные и экзотические перкуссионные инструменты из разных концов планеты. В арсенале Наны были перкуссии всех видов — от барабанов табла и тибетского гонга до более привычных бразильцам инструментов вроде беримбау, куики, забумбы, пандейру. В 80-х Нана семь лет подряд признавался лучшим перкуссионистом года по итогам опроса критиков американского журнала DownBeat. Он также много работал и в кино: на его счету, в частности, создание саундтреков к фильмам «Вне закона» Джима Джармуша и «Амазония» Мики Каурисмяки.

Вышедший в 2013 году «4 Elementos» стал фактически последним прижизненным сольным альбомом Васконселуса — его не стало в 2016-м. Работа продолжала концептуальную пластинку «Sinfonia & Batuques», принесшую музыканту в 2011-м очередную «латинскую Грэмми». Всего на счету Васконселуса восемь статуэток-граммофончиков — как сольных, так и в составе групп Пэта Метини и Эгберту Жисмонти. По замыслу, музыкант отталкивается на «4 Elementos» от четырех первобытных стихий, сам становясь при этом ключевым пятым элементом. Музыка альбома — это синтез сложных внежанровых экспериментов, звучащих как саундтрек к экзотическому театрально-религиозному действу, и простейших народных мелодий, отсылающих к корням бразильской популярной музыки. На альбоме есть посвящения легендам уличной самбы Луису Гонзаге и Клементине де Жезус, а на «Berimbando» Нана при помощи своего любимого беримбау отдает дань уважения другому великому бразильскому перкуссионисту — Аирту Морейре.

Высшие точки альбома — эпичная этно-электроника «Astronáfrica», очаровательная грустно-веселая гротескная самба «Coco Lunar» и трехминутный опус «Chorágua», где в качестве главного инструмента Васконселус использует плеск воды. Последняя вещь — пламенный привет композитору и мультиинструменталисту Эрмету Паскуалю и исполненному им в реке знаменитому номеру «Música da Lagoa».

Джо Дэвис:

— Так получилось, что этот альбом стал последней записью Наны. Конечно, я был большим его фанатом. Он легенда и приносит свой собственный оттенок в музыку. Мы работали с ним вместе с Маурисиу Маэстру, которого Нана очень любил. Вместе с Маурисиу они записали два альбома, один из которых до сих пор пока не издан. Нана просто приходил на студийные сессии, где записывал всё вживую. Мы сразу же подружились с ним, проводили много времени, выпивая вместе по вечерам и обсуждая его музыкальную карьеру. Он был фантастическим человеком. И я просто обожаю этот альбом. Это одна из лучших его поздних записей. У нас остается невыпущенная их запись с Маурисиу, и мы ее когда-нибудь тоже опубликуем, это потрясающий проект.


Amaro Freitas
«Sankofa»
(2021)

Яндекс.Музыка | Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Тридцатилетний клавишник Амару Фрейтас — представитель нового поколения бразильского джаза. Его альбом «Sankofa» — один из немногих релизов Far Out, про который, наверное, сразу не скажешь, что музыка родом из Бразилии. Это понимание приходит постепенно, даже не со вторым или третьим прослушиванием альбома. Самородок из трущоб Ресифи, столицы штата Пернамбуку, Амару чудом попал в музыкальную школу: его родители с трудом могли себе позволить ежемесячную плату в 30 реалов [примерно 350 рублей. — Прим. редакции]. Мальчик изначально хотел записаться в класс ударных, но там не было мест, и ему пришлось пойти на фортепиано. Сегодня Фрейтаса называют одним из наиболее выдающихся молодых джазовых пианистов, перед ним снимают шляпу издания вроде DownBeat и Allaboutjazz.com, и это точно один из самых перспективных новых артистов Far Out.

«Sankofa» — удивительная, стопроцентно джазовая запись, созданная на пересечении постбопа, афроцентричного спиричуэл-джаза и причудливо преломившейся на бразильской почве неоклассики. А еще это, конечно же, глубоко концептуальная работа, продолжающая линию североамериканских чернокожих джазовых классиков, — поиск собственного культурного кода в древней духовной традиции, берущей свои корни еще в доколониальной Африке. «Sankofa» — слово на аканском языке, распространенном в Гане, означает прогресс, движение вперед при уважении и почитании традиций прошлого. Символ этого прогресса — волшебная птица, летящая вперед с повернутой в обратную сторону головой. Фрейтас, как и эта метафорическая птица, активно черпает вдохновение в былом и использует музыкальные корни своей малой родины — прежде всего, маракату, фреву и байау, стилей музыки, звучавших на традиционных церемониях африканских рабов в Пернамбуку века назад. Фрейтас совершенно удивительным образом вплетает афро-бразильскую музыкальную культуру во всей ее полиритмичности и разнообразии настроений в классический формат акустического джазового трио — фортепиано, контрабас и ударные (его напарниками с самого начала были и остаются Джин Элтон на басу и Уго Медейрус на барабанах). По собственному признанию музыканта, он относится к фортепиано как к перкуссии с 88 клавишами, а своими главными учителями называет в равной степени пианиста Чика Кориа и перкуссиониста Нану Васконселуса.

«Sankofa» — третий альбом Амару Фрейтаса. Два предыдущих лонгплея, «Sangue Negro» и «Rasif», также переиздавались на Far Out. В Бразилии Фрейтас уже заслужил статус суперзвезды: в ковидные времена его, например, пригласили поучаствовать в большой благотворительной коллаборации с рэпером Криолло и живой легендой бразильской эстрады Милтоном Насименту. Последнему, кстати, есть специальное посвящение на «Sankofa».

Джо Дэвис:

— Было удивительно открыть этот молодой талант — меня познакомил с ним мой добрый друг в Рио, продюсер Лаэрсиу. У Амаро есть собственный подход, и благодаря тому, что он самоучка, он играет импровизационный джаз по-своему уникально. Когда я услышал его первый альбом, я был по-настоящему удивлен его подходом к написанию музыки. Мы очень хотели поработать с ним на нашем лейбле, и всё, что мы делали вместе, пользовалось огромным успехом, а теперь он обрел настоящее имя. Я очень рад видеть, что он так много гастролирует и дает фантастические концерты. Нам только надо дождаться, когда тираж виниловой пластинки придет наконец с фабрики — они задерживают его уже три месяца. Пластинка очень хорошо продавалась, и Амаро весь этот год активно выступает с программой с нее.


Troubleman
«Time Out Of Mind»
(2004)

Яндекс.Музыка | VK Музыка | Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Новый виток интереса к афро-бразильской музыке, случившийся в 90-х и усилившийся в нулевых, был напрямую сопряжен с тем, как ее осмысляли диджеи: «органическую» основу они скрещивали с самыми свежими трендами в электронике. Изучая пласт такой музыки, невозможно пройти мимо альбома британского гения Марка Притчарда, записанного им для Far Out под псевдонимом Troubleman.

Притчард получил признание еще в первой половине 90-х благодаря своему участию в эмбиент- и даунтемпо-дуэте Global Communication. За свою карьеру Притчард одинаково успешно экспериментировал с самыми разными жанрами — от глубокого хауса, детройтского техно и драм-н-бейса до абстрактного хип-хопа, дабстепа и джука — и много лет выпускался на лейбле Warp, столпе британской интеллектуальной электроники. С Far Out Марка также связывает давняя дружба. Ее результатом и стал альбом «Time Out of Mind», который можно смело считать системообразующим для лейбла. Альбом сложно назвать «бразильским», хотя примерно половина композиций на нем — это неприкрытый оммаж музыкальному наследию страны «порядка и прогресса». Например, коллаборации с вокалисткой Ниной Мирандой — медленная мистическая босса-нова «Paz» и ломаный танцевальный боевик «Toda Hora». Сюда же можно отнести лиричный «ипанемовский» инструментал на «Lonely Girl» или тропический танцевальный опус «Change Is What We Need (Progress)» с сэмплом написанного в 1978 году джаз-фьюжн-трека калифорнийской группы War.

Условно отталкиваясь от «бразильского» посыла Far Out, Притчард творит музыкальные чудеса и воплощает в жизнь красивые тропические фантазии. Здесь и меланхоличный даунтемпо-соул «Roll On» с вокалом удивительной лондонской чернокожей дивы Эски Мтунгвази, и дымный неспешный шедевр «Without You», на котором звучит голос харизматичного Стива Спейсека — старого друга Притчарда (вместе с ним в начале 2010-х они создадут проект Africa Hitech). Здесь и футуристичное ломаное техно с дабом на заглавном треке «Time Out of Mind» с гармониями а-ля Azymuth, и десятиминутный пульсирующий афробит «Strike Hard» с фирменными «тониалленовскими» барабанами на разрыв аорты. Временами кажется, что Притчард дает себе установку сочинить что-то светлое, солнечное и жизнеутверждающее, но всё равно срывается в характерное для бразильцев состояние «саудаде» — светлую романтическую грусть, ностальгию по чему-то давно ушедшему и недостижимому. Альбом заканчивается треком «Zap», в котором Притчард просто проигрывает свою же композицию «Paz» наоборот — и тем самым достигает неожиданного, почти дьявольского эффекта.

Собственно, давая зеленый свет подобным работам, Far Out и стал собой — трансконтинентальным культурным явлением, создающим нечто новое и уникальное, а не просто лейблом, переиздающим музыку полузабытых бразильских звезд. Ну, а «Time Out of Mind» — исключительный альбом, величие которого спустя пятнадцать лет еще более очевидно.

Джо Дэвис:

— Я познакомился с Марком Притчардом еще в середине 90-х, он тогда сделал под псевдонимом Global Communications фантастический ремикс на «Jazz Carnival» Azymuth. Мы поддерживали связь, нам всегда было что обсудить в плане музыкального продакшна, мастеринга, синтезаторов и прочих вещей — в общем, мы стали близкими друзьями. Естественно, это привело и к совместной работе. Продюсер Дэвид Бринкворт, который тогда работал над альбомом Артура Верокая, также много записывался с Марком, в том числе помогал ему делать музыку под псевдонимом Troubleman. От меня было немного помощи с поиском вокалистов и некоторое руководство в плане общей направленности музыки. В течение нескольких лет Марк выпустил несколько двенадцатидюймовок и этот альбом, появление которого было большим событием в истории лейбла. Я преклоняюсь перед этой записью. Думаю, этот альбом стал одним из лучших электронных релизов для Far Out. Он заслуживает самой высокой похвалы. Марк впоследствии стал артистом Warp Records, и у него всё, к счастью, просто отлично.


Aleuda
«Oferenda»
(2000)

Яндекс.Музыка | VK Музыка | Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Алеуда Чавес начинала свою сценическую карьеру еще подростком, выступая с народными песнями в цирке под аккомпанемент гитары своего отца. Талант Алеуды открыл знаменитый визионер Эрмету Паскуаль, который пригласил ее петь и играть на перкуссии в своей группе. Алеуда успела поработать со многими другими великими — Милтоном Насименту, Ло Борхесом, Эгберту Жисмонти, Azymuth, Grupo Batuque, но собственный альбом у нее только один — спродюсированная Эрмету Паскуалем запись 1984 года «Oferenda», которую в 2000-м перевыпустил Far Out (а позже лейбл издал пару ремиксов на песни с этого альбома за авторством диджея Кирка Диджорджио и дуэта A.P.E.).

Алеуда поет песни региона Нордесте — северо-востока Бразилии, своего родного штата Баия, его столицы Сан-Салвадора-да-Баия-ди-Тодуш-уш-Сантуша; города «всех святых», старинной столицы еще колониальной Бразилии. Этот город известен как «черный Рим» — здесь католическое христианство встретилось с древними божествами африканского и южноамериканского пантеона. Местный синкретизм, проявляющийся как в религии, так и в культуре и музыке, принес совершенно удивительные плоды. Он в том числе оказал влияние на музыкантов, стоявших во главе тропикалии [общественно-культурное движение в конце 60-х в Бразилии, соединившее традиции и авангардный подход. — Прим. редакции], — Жоржи Бена, Гал Коста, Артура Верокая. То, что происходит на «Oferenda» (название пластинки переводится как «приношение», «жертва богам»), находится где-то совсем рядом с великими записями этих музыкантов, хотя Алеуда и записывала свою пластинку уже в 80-х. Паскуаль, который стал продюсером, аранжировщиком и сам сыграл на всех композициях альбома, сочетает спиричуэл-мотивы и импровизационный джаз в духе экспериментов Sun Ra с традиционным бразильским кандомбле и практически эстрадными номерами.

Стоит отдельно отметить и бонусный ремикс от Кирка Диджорджио — британского электронщика, чье имя также имеет большой вес во вселенной Far Out (лейбл выпускал музыку его фьюче-джазового проект Offworld и два альбома фолк-соул-проекта The Beauty Room). Ремикс Диджорджио на «Casinha Pequenina» гудит мрачным уличным басом; джаз, самба и религиозные гимны бывших рабов оказываются органично перемешаны с техно.

Джо Дэвис:

— Алеуда играла на перкуссии и спела на альбоме «Light as a Feather» Azymuth, она была большой подругой Жозе Роберту Бертрами и всех ребят из группы. Кстати, она замужем за джазовым барабанщиком Робертиньо Силвой [и часто занята в его проектах. — Прим. редакции]. Ее можно назвать «крестной мамой» многих современных музыкантов. Эту запись она создала вместе с Эрмету Паскуалем, с которым мы много работаем в последнее время. Алеуда играла в его группе в 70-е. У меня был первопресс этой пластинки, и Алеуда просто подарила мне релиз — она предложила отдать мне мастер-пленки, если я захочу переиздать альбом. Я подумал, что это красивейшая работа, и решил это сделать. Замечательная запись с характерными приемчиками Паскуаля и фантастическим голосом Алеуды, который мне всегда очень нравился. Эта исполнительница сильно недооценена как вокалистка и перкуссионистка.


Various Artists
«4Hero presents Brazilika»
(2006)

Яндекс.Музыка | VK Музыка | Apple Music | Spotify | Bandcamp

Серия диджейских миксов «Brazilika» под логотипом Far Out — отличный путеводитель по каталогу лейбла. Это колоритное название использовалось еще для сборника, вышедшего на лейбле Talkin’ Loud в 1994 году. Музыкальную политику Talkin’ Loud определял знатный поклонник и собиратель бразильской музыки Джайлс Питерсон, который и ангажировал своего знакомого Джо Дэвиса, только что запустившего лейбл Far Out, на создание компиляции. Спустя десять с лишним лет Питерсон в качестве ответного жеста записал свой микс для Far Out. Кроме того, в серии «Brazilika» на лейбле выходили подборки в исполнении Кенни Доупа из Masters at Work и Энди Фотеля (этот выпуск просто необходим поклонникам всяческих странных сочетаний прог-рока, самбы и тропикалии).

Но один из самых любопытных вкладов в серию сделал Марк Мэк из британского дуэта 4Hero. С Far Out его связывала многолетняя дружба и совместная работа — он часто выпускал клубные ремиксы на музыку артистов лейбла. На его счету — обработки композиций Azymuth, Маркуса Валле, Жойси, Grupo Batuque, Friends from Rio и других музыкантов. Некоторые из них и вошли в эту компиляцию-микс. За другие интерпретации фараутовских бразильцев отвечают герои британской фьюче-джазовой сцены вроде Daz-I-Que из Bugz In The Attic, хаус-мастера Osunlade или того же Марка Притчарда (Troubleman). Обратите внимание и на собственный трек Марка Мэка под псевдонимом Nature’s Plan — отличнейшую вещь «Broken Samba».

Far Out всегда смотрел на музыку широко, совмещая классику и новейшие тренды, и раньше других придумал смешивать самбу с драм-н-бейсом, батукаду с хаусом, босса-нову с диско, а джаз с дабом. Сборник как раз демонстрирует, как такие эксперименты выглядят на практике. Подборка начинается и заканчивается классическими вещами от Милтона Насименту, а между ними расположен путеводитель по значимым вехам лейбла — как в оригинале, так в современных электронных трактовках.

Джо Дэвис:

— Марк Мэк и Дего [участники проекта 4Hero. — Прим. редакции] всегда были нашими добрыми друзьями. Мой брат даже знал Марка, когда тот только начинал заниматься музыкой и еще работал в киноиндустрии. Еще я был фанатом их «западно-лондонской» музыки, звучания, с которым Far Out тоже всегда был тесно связан. Они, в свою очередь, были поклонниками музыкантов, которых мы выпускали на лейбле. 4Hero и Марк сделали для нас несколько ремиксов, ставших популярными. Вся серия Brazilika пользовалась большим успехом, она была отличным введением в звучание лейбла, даже для тех людей, кто мог и не быть поклонником бразильской музыки; это были очень важные сборники. Марк записал фантастическую подборку. То же самое касается и миксов, подобранных Кенни Доупом и Энди Фотелем.


Arthur Verocai
«Encore»
(2009)

Яндекс.Музыка | VK Музыка | Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Артур Верокай начинал как композитор, аранжировщик и продюсер на бразильском телевидении еще в конце 60-х. Он создавал оркестровки для звезд первой величины того времени — Жоржи Бена, Ивана Линса, Гал Косты и других, писал музыку для рекламы и для телевизионных шоу. Его единственная в XX веке сольная запись увидела свет в 1972 году. Альбом без названия был выпущен небольшим тиражом благодаря продюсеру, который поверил в талант Верокая. Для такой музыки это было сложное время: в Бразилии установилась военная диктатура, не поощрявшая культурные и музыкальные эксперименты. На альбоме звучали тихий фолк-соул, грустные и немного мистические босса-новы, где бразильская музыкальная традиция переплеталась с джазом и кинематографичной американской психоделией в духе Шэгги Оттиса и Чарльза Стэпни. Тогда пластинка, логично соединившая идеи тропикалии и семидесятнический фанковый грув, не получила никакого успеха, и ее тираж быстро затерялся в пыльных развалах виниловых секонд-хендов. Никто, а уж тем более не создатель записи не мог подозревать, что альбому предначертано стать одной из самых влиятельных бразильских записей XX века. Верокай воспринял произошедшее со своей дебютной работой как должное и больше не предпринимал попыток выстроить собственную карьеру, продолжив заниматься тем же, что и делал раньше — писал аранжировки для других. О существовании его альбома знали только настоящие специалисты по бразильской музыке, но на фоне новой волны интереса к этой сцене в Европе и США о работе вспомнили и заговорили вновь.

В самом начале нулевых Верокай записал новый альбом, который выпустил самостоятельно. А в 2003-м его дебютная запись была впервые переиздана лейблом Luv N’ Height, подразделением американской компании Ubiquity Records, — и на Верокая мгновенно свалилось признание в мировом масштабе. Помимо ценителей собственно бразильских редкостей пластинка также влюбила в себя американскую хип-хоп-общественность, которая начала растаскивать альбом на сэмплы. MF Doom, Лудакрис, Мэдлиб, Снуп Догг, Экшн Бронсон — вот всего лишь несколько имен из списка хип-хоп-музыкантов, вдохновленных музыкой Верокая. История требовала продолжения. Джо Дэвис, старинный поклонник музыканта, решился предложить бразильцу записать новый альбом.

Команда помощников собралась знатная. На «Encore» заняты несколько вокалистов, самый известный из которых — легендарный Иван Линс. Среди исполнителей числятся участники трио Azymuth (Иван Конти вообще играет на каждом треке альбома), а также небольшой струнный оркестр. С электроникой помогает британский продюсер Дэйв Бринкворт. «Encore» подхватывает историю, стартовавшую почти сорок лет назад, и рассказывает ее на новый лад; отсылки к той самой первой работе Верокая случаются постоянно. Они слышны и на глубоком фьюжн-джазе «Sukuri», и на тихой балладе «Filhos», где солирует Иван Линс, и на кинематографичной ретрофутуристике «Eu Quero Paz». Коллаборация с Azymuth «Dona Das Meninas» и гениальный номер «Bis», на которых поют Кларисс Грова и Марсиу Лотт, звучат как странная, доведенная до высшей точки эстетства эстрада, а на «Tudo De Bom» Верокай выводит на авансцену духовую секцию и ударяется в развеселый свинг а-ля Серхио Мендес и Куинси Джонс. «Encore» — монументальная в своем разнообразии запись и, безусловно, важнейший альбом в дискографии Far Out. Это вещь, перезапустившая карьеру еще одного великого бразильского музыканта. Неудивительно, что в последнее время Верокай, которому в этом году исполнилось 77 лет, нарасхват и записывается с такими популярными музыкантами, как Badbadnotgood, Jameszoo, Hiatus Kaiyote, Себастьяном Теллье и другими.

Джо Дэвис:

— Когда мы поехали в Рио в 2004 году, я собирался обязательно найти Артура. Я был большим поклонником его самого первого альбома, вокруг которого к тому времени уже сформировался целый культ. Благодаря какому-то невероятному совпадению оказалось, что он жил буквально за углом от той квартиры, которую я снял. Я привез в Бразилию с собой трех или четырех продюсеров, и мы собирались провести там четыре месяца, чтобы сделать записи с разными музыкантами, с которыми раньше нам не приходилось работать — просто чтобы посмотреть, что из этого мы сможем использовать для лейбла. В то время мы сами финансировали все наши записи, и большей частью это не были переиздания. Мы любим выпускать ранее не издававшиеся или малоизвестные записи. Я и Дэйв Бринкворт встретились с Артуром и сразу же договорились записать вместе альбом. Мы придумали, аранжировали и записали его в течение примерно трех месяцев. Для нас это был очень приятный опыт, нам удалось поработать с небольшим духовым оркестром, а Артур создал прекрасные композиции. Он замечательный человек, и я очень рад тому, что к нему сейчас пришел успех. Хотя немного жаль, что этот альбом прошел мимо радаров и не получил той же славы, которой сейчас удостоилась его дебютная работа. На мой взгляд, это живая классика. Мы надеемся, что когда-нибудь запишем еще один альбом Артура.


Marcos Resende & Index
«Marcos Resende & Index»
(2021)

Яндекс.Музыка | Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Издание редких записей всегда было важной частью деятельности Far Out. В английской музыкальной терминологии даже есть специальное словосочетание lost & found — «потерянные и найденные». Так обычно называют пылившиеся в архиве записи, которые спустя годы извлекли на свет и дали им новую жизнь. В каталоге Far Out такой находкой оказался, например, двойной альбом демо-записей Azymuth, сделанных в 1973–1975 годах и впервые изданных сорок с лишним лет спустя. Или же вышедший в начале этого года «Planetário Da Gávea» — концертный альбом главного «волшебника» бразильской сцены Эрмету Паскуаля, записанный в 1981-м.

К числу таких записей принадлежит и этот дебют Маркуса Резенде, пролежавший на полке 44 года. В свое время Резенде не смог договориться с рекорд-лейблом CTI о выпуске альбома. Широкой публике он стал известен в основном по композиции «Vidigal», которая вошла в его единственный сольный альбом, датированный 1978-м. В 90-е эта вещь стала своего рода гимном на эйсид-джазовой сцене и неоднократно включалась в сборники бразильского джаза. Джо Дэвис, познакомившись с Резенде и узнав о существовании «альбома-отказника», четверть века упрашивал Маркуса дать ему послушать эти записи, но тот согласился лишь в 2018 году. Тогда и было решено издать работу на Far Out. Сам Резенде помогал восстановить пленки, но не дожил до релиза буквально считанные недели. Композитора не стало в конце 2020-го.

Альбом записали в знаменитой студии Sonoviso в Рио, а режиссером записи стал Тониньу Барбоса, которого называют бразильским Руди Ван Гелдером. Барбоса участвовал в создании многих записей, позже получивших культовый статус — например, «Light as a Feather» Azymuth. Музыка с него неизменно вспомнится при прослушивании дебюта Маркуса Резенде и его группы. Футуристичные электронные эксперименты и многослойный изобретательный фьюжн оказываются под одной обложкой с расслабленной и доступной музыкой, которую проще всего назвать эстрадной. Кул-фанк соседствует со стремительными джазовыми импровизациями, периодически заходя на территорию прог-рока и чуть ли не космического диско. Еще одна смелая и важная запись для бразильского фьюжна — которая не случилась бы без инициативы Far Out.

Джо Дэвис:

— С Маркусом мы были близкими друзьями. Хорошо помню, как однажды он нам очень помог. В 1994 году мы впервые поехали в Бразилию, чтобы записать первый альбом Azymuth для лейбла. Мы ни слова не говорили по-португальски, и это был настоящий ужас. Маркус одолжил свои синтезаторы Жозе Роберту Бертрами. Он привез кучу аппаратуры 80-х, а Жозе в тот момент куда-то уехал. Поэтому Маркус сыграл на двух или трех треках, записал фон и эффекты. Дело было вечером, и он позвал нас поужинать. Он понял тогда, что мы совсем без сил, и отвел нас в район Копакабаны, в классный ресторан под открытым небом, и мы пили и закусывали там до трех утра, было очень здорово. В конце он оплатил счет. Мы крепко подружились, с ним было удивительно общаться, он был потрясающе эрудирован, знал так много о музыке, культуре.

Той ночью он рассказал мне, что у него лежит куча записей, которые он делал с парнями из Black Rio и другими классными музыкантами в 70-х. Эти записи не издавались. Каждый раз, когда мы с ними пересекались, вживую или по электронной почте, я ему говорил: мне нужны эти пленки, мне нужны эти пленки. Может, раз сто я его о них попросил. Несколько лет назад Маркус переехал из Бразилии в Португалию и взял пленки с собой. Я поехал к нему, чтобы встретиться и обсудить эти записи, мы пошли в студию и послушали их. Меня просто унесло. Мы готовили релизы, и тут случились две страшные вещи: вся эта история с пандемией и смерть Маркуса… Для нас его уход стал настоящим шоком. Это произошло во время первого локдауна в 2020 году. Мы планировали выпустить три альбома. Два вместе с группой Index и одну более раннюю запись с его группой Status. Мы, конечно, выпустим их, когда будет подходящий момент, — это тоже записи самого высокого качества. Но скажу еще раз: какая же грустная потеря. Он был удивительным человеком, таким щедрым и изящным. Очень, очень грустно. Прекрасно, что мир услышал эту блистательную запись.


Послушайте микс Ильи Рассказова с музыкой лейбла Far Out, подготовленный специально для «Джазиста».

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии