
Если бы я писал не обзор альбома, а развернутую статью о творчестве австралийской басистки и композитора Анны Баттерсс, то назвал бы ее «Пять принципов Анны Баттерсс». Впрочем, привести эти постулаты стоит и в этом обзоре, потому что, приступая в 2022 году к композиторскому творчеству, Анна сама сформулировала для себя принципы сочинения музыки. Они таковы:
– я буду сочинять композиции, в которых контрабас или бас-гитара не будут выступать в роли баса;
– я буду заниматься сочинением музыки в течение часа, а потом прекращу это занятие;
– я буду сочинять композиции с использованием трехтактных фраз в группе;
– я буду делать сэмплы и превращать их в композиции;
– я начну с драм-машины.
До того как эти, скажем мягко, необычные принципы были сформулированы, уроженка города Аделаиды, которая выросла в семье музыкантов, игравших кельтский фолк, прошла уже приличный путь в музыке. С семи лет она училась играть на флейте, а в тринадцать перешла к контрабасу. Позже Анна играла в Adelaide Youth Orchestra, а в 2012 году окончила консерваторию при местном университете и получила стипендию для продолжения учебы в США, в Университете Индианы. С тех пор она живет и работает в США, поселившись в 2014 году в Лос-Анджелесе. Здесь она активно включилась в бурную жизнь калифорнийской джазовой и поп-сцены, гастролируя, среди прочих, с такими людьми, как Ларри Голдингз, Макайя Маккрэйвен или Крис Спид, а также вошла в круг музыкантов, группировавшихся вокруг гитариста Джеффа Паркера и возникшего в 2014 году лейбла International Anthem.
Устав от постоянных разъездов, Баттерсс решила вести более «оседлый» образ жизни, и вот тогда-то на свет появились вышеуказанные принципы. Сказано — сделано: в том же 2022 году появился ее дебютный альбом «Activities», где Анна сама исполнила партии всех инструментов. В 2024 году Баттерсс отметилась участием в записи альбомов «Small Medium Large» группы SML и «The Way Out of Easy» группы Джеффа Паркера ETA 4Tet. Но главным событием года для нее стал выпуск на International Anthem второго авторского альбома «Mighty Vertebrate».
На этот раз Баттерсс предпочла формат квартета, пригласив к участию в записи своих друзей и коллег по лос-анджелесской тусовке: это саксофонист Джош Джонсон, гитарист Грегори Ульман и ударник Бен Ламсдейн (однокашник Анны по университету, который помог ей в этом проекте еще и в качестве сопродюсера). В треке «Dance Steve» в качестве гостя отметился и Джефф Паркер. Всего же в программе альбома оказалось десять композиций.
Мне кажется, «Mighty Vertebrate» дружно не поймут как поклонники мейнстрима, так и любители авангарда. Да, эта работа со странной смесью афропопа, фьюжн, драм-энд-бейса и постхип-хопа, обильно приправленная электронными эффектами и сэмплами (принципы Анны в действии!), плохо вписывается в те или иные стандарты. Обозревателю легче спрятаться за безразмерным ярлычком «кроссовер», тем более что в данном случае он будет не слишком далек от истины. Стартовые «Bishop» и «Shorn», чуть отличаясь по темпу, наполнены грувом и квазиафриканской ритмикой. «Ella» и «Lubbock» демонстрируют, как выглядят баллады с точки зрения Анны Баттерсс. Финишная композиция «Saturno» — апофеоз электронных эффектов, а «Breadrich», где в невысоком темпе драм-энд-бейс ведет неспешную беседу с электроникой, удивляет еще и врезанным в контекст композиции диалогом неустановленных лиц на испанском языке.
Не ищите на этом альбоме развернутых инструментальных соло. Даже гитаре Паркера в «Dance Steve» не удалось особо развернуться, а альт-саксофон Джонсона во всех пьесах ограничен короткими, хотя и уместными репликами. Что же, наверное, джаз на исходе первой четверти XXI века может быть и таким, нравится нам это или нет.
Слушать на Apple Music | Bandcamp