Anna Koroleva «Over the Mountains» (Jazzist, 2022) | Джазист | Рецензии

Anna Koroleva
«Over the Mountains»
(Jazzist, 2022)

Работы саксофонистки, пианистки, композитора, бэндлидера Анны Королевой охватывают такое множество направлений и жанров, что впору назвать ее настоящим человеком эпохи Возрождения. Вместе со своим квартетом Королева играет хитроумный джаз, который на воображаемой шкале стилей располагается где-то между мейнстримом и постбопом. В трио Ocean Inside она обращается к фольклору русского Севера и латиноамериканской музыке. В других проектах Анна импровизирует на музыку средневековья и барокко или отправляется в путешествие по культурам и континентам в программе «Импровизации из чемодана», где джаз вступает в симбиоз с этникой, классикой, авангардом, театром и пантомимой.

Но и это далеко не всё: на новом альбоме «Over the Mountains» Королева в очередной раз берется за фьюжн.

Главная особенность всего, что делает Анна, состоит в искреннем, почти детском любопытстве и непринужденности: она не сковывает себя стилистическими рамками, а охотно и обаятельно раздвигает их. Научного интереса в этом нет: Королева не стремится «препарировать» или «деконструировать». Тут и там, конечно, промелькнет цитата из джазовой классики (например, «Lonely Woman» Орнетта Коулмана), но при этом Анна просто делает то, что велит ей порыв, следуя не за предписанной каноном буквой, а за собственным духом. Дух дышит, где хочет.

И в этом смысле альбом «Over the Mountains» (в переводе Королевой: «За горами») — торжество полистилистики, пропущенной через множество авторских фильтров. Запись поворачивается к слушателю совершенно разными гранями: здесь органично сосуществуют не только хлесткий фанк и джазовая замысловатость, сложные нечетные размеры и виртуозные соло, но и северокавказские танцы, регги, роковый напор и даже неожиданные «выходы из зоны комфорта» в сторону авангарда.

Конечно, такое бесшовное соединение нескольких музыкальных миров — не только личная заслуга Анны Королевой, но и результат работы звездной команды мастеров: барабанщик Дмитрий Власенко и басист Антон Горбунов закладывают крепкий, но гибкий фундамент, гитарист Юрий Новгородский создает острый блюз-роковый контрапункт, Дмитрий Илугдин (рояль и клавишные) деликатно, но уверенно держит происходящее на коротком гармоническом поводке, а Вартан Бабаян (перкуссия) добавляет звучанию не очевидной сразу и оттого еще более ценной фактурности.

В современном искусстве всё шире распространяется движение «новая искренность», где на первый план выходит искренность как таковая, а умение автора иронично жонглировать жанрами и эксплуатировать настроения летит в мусорную корзину вместе с множеством вылизанных до блеска, но при этом бессмысленных черновиков. Пожалуй, работы Анны Королевой — та самая новая искренность в музыке.


Слушать на Яндекс.Музыка | YouTube | YouTube Music | VK Музыка | ЗВУК | Amazon Music

Об авторе

Лев Боровков

Сооснователь JAZZIST. Специалист по авторскому праву. Заигрывал с джазом в школьной группе (к счастью, записи не сохранились). Автор Telegram-канала The Lost Chords.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии