Dave McMurray «Grateful Deadication» (Blue Note, 2021) | Джазист | Рецензии

Dave McMurray
«Grateful Deadication»
(Blue Note, 2021)

Рейтинг: 1 из 5.

Отпечатки пальцев нынешнего президента прославленного лейбла Blue Note Дона Уоза обнаруживаются на альбоме «Grateful Deadication» в два счета. Автор пластинки, саксофонист Дэйв Макмюррей, — старый друг и товарищ Уоза: еще в 1981 году они вместе играли на дебютной записи группы Was (Not Was), основанной последним. Легко проследить и связь Уоза с рок-группой Grateful Dead — которой, как понятно из названия, посвящен альбом и из чьих композиций он полностью состоит. В Grateful Dead на гитаре играл Боб Уир, а много лет спустя Уоз присоединился к его ансамблю Bob Weir & Wolf Bros. Иными словами, Дон Уоз, выступивший еще и продюсером «Grateful Deadication», при создании этого альбома активно пользовался связями и служебным положением.

Идея сделать джазовый трибьют Grateful Dead не нова. Еще в 1996 году октет саксофониста Дэвида Мюррея записал для лейбла Astor Place альбом «Dark Star: The Music of the Grateful Dead», где точно так же, как и на «Grateful Deadication», на одном из треков гостит непосредственно сам Боб Уир. Группа Jazz Is Dead, в составе которой в разное время играли такие заслуженные люди как Альфонсо Джонсон (Weather Report) и Билли Кобэм (Mahavishnu Orchestra), записала с 1998-го по 2012-й аж четыре альбома переигровок песен Grateful Dead в джазовом стиле. В Чикаго и сейчас существует посвященный творчеству ветеранов психоделического рока ансамбль Bird Song Quartet, возглавляемый саксофонистом Пэтом Мэллингером. Бывали и трибьюты Grateful Dead не совсем джазового характера, но в родственных стилях — в частности, альбом «Might as Well: The Persuasions Sing Grateful Dead» акапельной группы The Persuasions, выдержанный в стиле секулярного госпел-соула.

Интерес джазменов к Grateful Dead понятен. Группа из Сан-Франциско известна в первую очередь не студийными альбомами и радийными хитами, а концертами, на которых ее участники активно импровизировали, превращая свои песни в пятнадцати-двадцатиминутные звуковые полотна. Гитаристы Джерри Гарсиа и Боб Уир, а также барабанщик Билл Крейцман называли решающим влиянием на свою манеру игры творчество Джона Колтрейна, в особенности — того периода, когда костяк группы Колтрейна составляли пианист Маккой Тайнер и ударник Элвин Джонс. Помимо прочего, Grateful Dead часто выступали на одной сцене с людьми из джаза: существуют их совместные записи с тем же Дэвидом Мюрреем, Брэнфордом Марсалисом, Орнеттом Коулманом. Джерри Гарсиа, кстати, сыграл на гитаре на одном из альбомов Коулмана — «Virgin Beauty» 1988 года.

Хороший пример того, как Grateful Dead могли создавать великолепную музыку почти что в джазовой традиции, — запись исполнения песни «Playing in the Band» с концерта в городе Венета, штат Орегон, в августе 1972 года. С одной стороны, в этой длинной импровизации слышится серьезное увлечение музыкой Майлза Дэвиса того же времени. С другой — в соло Гарсиа действительно присутствует похожее на манеру игры Колтрейна упоение возможностями своего инструмента, а в четких ритмических линиях гитары Боба Уира можно заметить хорошо усвоенные гитаристом уроки текстурального пианизма Маккоя Тайнера.

Это пространное вступление необходимо для того, чтобы оправдать желание Макмюррея и Уоза составить джазовый альбом целиком из композиций Grateful Dead; логика в таком решении есть. В то же время невозможно избавиться от ощущения, что «Grateful Deadication» — это откровенный сруб бабла на лохах. Как-то подозрительно, что имена Дэйва Макмюррея и Дэвида Мюррея так похожи, а их альбомы сильно пересекаются по репертуару. Уж слишком очевидным кажется то, что Дону Уозу эта запись была нужна сильней всех на свете. Самим фактом своего выхода она связывает лейбл Blue Note, заново пытающийся в последние годы стать модным, с современным каноном поп-музыки. И заодно выгодно представляет любителям джаза творчество группы, чьи песни Дон Уоз в свободное от основной работы время исполняет в рамках своего сайд-проекта. Ну и, пожалуй, самая главная претензия к альбому сводится к тому, что в музыкальном плане «Grateful Deadication» можно только критиковать.

Несмотря на присутствие имен маститых музыкантов в титрах к альбому и общий высокий уровень исполнения, от «Grateful Deadication» остается впечатление проекта придуманного, отрепетированного и записанного на скорую руку. Почти все представленные на нем песни повторяют по форме свои же студийные версии с альбомов Grateful Dead: каждое соло непременно лаконично и по структуре следует мелодии, а аранжировки оказываются простым переложением музыки на другой набор инструментов. Макмюррей и его группа потенциально могли бы разыграться на «Dark Star» — главном концертном хите Grateful Dead, который те всегда исполняли с включенным воображением и не боясь риска остаться непонятыми публикой. Но, увы, версия на «Grateful Deadication» больше похожа на плохой ауттейк, чем на законченную мысль. Смущает и саунд: пластинка звучит крайне сухо, вычурно и одновременно очень просто — то есть как абсолютно коммерческий продукт, который, например, хорошо слушать в машине. И, наконец, название: «Grateful Deadication» — один из самых банальных каламбуров, которым можно было озаглавить трибьют Grateful Dead. Выход такого альбома — абсолютный позор для лейбла Blue Note.


Слушать на SoundCloud | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Олег Соболев

Колумнист «Московских новостей». В прошлом — кто только не. Всегда — большой любитель самой разной музыки. Автор Telegram-канала Sobolev//Music.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии