В японском языке есть понятие «югэн» — умение любоваться невидимым и вслушиваться в невысказанное. Квартет Ensemble Shippolly, собранный пианисткой Каори Нисидзимой, кажется, руководствуется в своем творчестве именно этой концепцией. Для начала — это джазовый квартет полностью без ритм-секции; то есть «невидимого» и «невысказанного» тут предостаточно. Зато с акцентом на всевозможные духовые: в составе имеется флейта, саксофон, тромбон, труба, кларнет, флюгельгорн. Нисидзима аккомпанирует им на фортепиано и электрооргане, а иногда то ли подпевает, то ли мурлычет под нос что-то тоненьким голоском — всегда аккуратно и емко, по принципу «лучше недопеть, чем перепеть». Особенно отчетливо «югэн» можно было наблюдать на дебютном альбоме коллектива «Very Shippolly», вышедшем в 2018 году. Музыка там совсем никуда не торопилась, а в каждую паузу хотелось вслушиваться с тем же вниманием, как и во внезапные мелодические рисунки.
На «Dancing Shippolly», втором альбоме ансамбля, пауз стало меньше. Но прибавилось игривости и легких намеков — которые описываются всё тем же термином «югэн». «Танцующий» заголовок этой музыке ужасно идет: она легко, словно на цыпочках, перескакивает с инструмента на инструмент, со стиля на стиль. Поначалу ансамбль играет незамысловатый японский фьюжн в духе Юсуке Сима или Quasimode, затем переходит в пост-боп («Relay» и «Sunebone»), оседает во фри-джазе (любопытная версия эллингтоновской «It Don’t Mean a Thing» и совершенно замечательная — «Manteca» Гиллеспи), а заканчивает ироничными подражаниями луизианским духовым оркестрам. Отсутствие якоря в виде ударных и баса добавляет музыке воздуха: она летит вперед свободным потоком соло-импровизаций, никем не подгоняемая извне, в каком-то своем, слышном только себе ритме.
В результате Ensemble Shippolly, несмотря на явную способность всех участников играть чисто и максимально стройно, совершенно естественным образом шатается и разбалтывается. Ну то есть, раз речь о джазе, отчаянно свингует — и это удивительно, сколько в «сдержанных» японцах, оказывается, врожденного чувства свинга. Это пьянящее, кружащее голову ощущение внутренней свободы появляется на первой ноте пластинки и не исчезает до последней. Именно в нем кроется прелесть «Dancing Shippolly» и его тихая, уютная красота. С этим альбомом так непринужденно и спокойно, как на том редком свидании, где больше молчится, чем говорится — но никому из присутствующих это молчание не в тягость.
Слушать альбом:
Bandcamp