Ferry Djimmy «Rhythm Revolution» (Acid Jazz, 2022) | Джазист | Рецензии

Ferry Djimmy
«Rhythm Revolution»
(Acid Jazz, 2022)

Архивы музыки Африки, записанной в 70-е, — золотая жила, которая в состоянии поддерживать целую мини-индустрию лейблов, увлеченно занимающихся выгребанием и перепродажей этого богатейшего наследия. Процесс идет уже много лет, а дна всё еще не видать — шансы сделать внезапное открытие и раскопать какую-нибудь забытую жемчужину до сих пор более или менее равны для всех вовлеченных в дело игроков. Вот, например, британский лейбл Acid Jazz ненадолго отвлекается от вдумчивого переиздания архива великой бенинской группы Orchestre Poly-Rythmo de Cotonou и извлекает на свет их куда менее известного земляка Ферри Джимми, колоритнейшего персонажа невероятно увлекательной судьбы, а заодно и весьма клевого музыканта.

Урожденный Жан Мориль Огуджоби был человеком непоседливым — словечко «ferry djimmy» отсылает не к какому-нибудь парому, а к разговорной форме выражения «прости меня» на языке йоруба. В юные годы ему так часто приходилось прибегать к этой формулировке, что она приклеилась к нему в качестве прозвища. Даже в кратком виде его биография поражает списком занятий: он был учителем, боксером, полицейским. На рубеже 60-х и 70-х Огуджоби прожил несколько лет в Париже, где успел поработать охранником, сопровождавшим на разные мероприятия перспективного политика по имени Жак Ширак. Свои первые синглы он записал именно во Франции, но там музыкальная карьера не задалась, и в 1974-м Огуджоби вернулся в Бенин. Это было время тектонических изменений в его родной стране: президент Матьё Кереку, пришедший к власти за два года до этого в результате военного переворота, переименовал государство Дагомея в Народную Республику Бенин и объявил о взятии государственного курса на марксизм-ленинизм. Огуджоби вписался в эти процессы на самом высоком уровне: Кереку как раз размышлял о том, что увлечь бенинскую молодежь социалистической идеологией при помощи речей будет проблематично и, познакомившись с харизматичным музыкантом, решил использовать для этих целей музыку. Так появился альбом «Rhythm Revolution», профинансированный лично президентом Бенина.

Интересно, кстати, что государственная поддержка (Кереку не только дел денег на инструменты и запись, но и проинструктировал своих подчиненных покупать альбом) не особо помогла Ферри Джимми стать звездой — на момент выхода альбом благополучно провалился. С сегодняшних позиций понять, что конкретно не понравилось бенинской аудитории, непросто — Джимми подключается к тому же звучанию постафробитовского драйвового фанка, в котором его земляки из Poly-Rythmo наклепали за первую половину 70-х задорных шедевров. Песни у него будут, пожалуй, менее изысканно сочинены, но это вполне компенсируется чистой сырой энергией исполнения, удивительным образом схваченной на записи в свете того, что на всех инструментах Джимми играл сам. Каждая песня звучит словно в тот самый момент где-то во второй половине концерта, когда и музыканты, и аудитория входят в окончательный контакт и отбрасывают всякие стеснения, так что дальше остается только жарить изо всех сил. Чем Джимми благополучно и занимается.

Свежий релиз от Acid Jazz состоит из двух частей — альбома «Rhythm Revolution» (первые восемь треков) и всех отдельных синглов, выпущенных Ферри Джимми до альбома. В синглах отражаются интересные вещи: во-первых, уже на дебютном «A Were We Coco», том самом, что был записан во Франции, Джимми сформировал свой заполошный саунд, а во-вторых, без поисков и шатаний на его творческом пути дело тоже не обошлось, что можно заметить в паре «Love Love» и «Start to Pray», где он пытается играть томные соул-баллады.

Наверное, в потерянную классику альбом «Rhythm Revolution» не записать, но на самом деле и Бог с ним. Совершенно необязательно определяться со статусом каждого альбома в том или ином каноне. Достаточно просто включить и хапнуть сырой, почти первобытной энергии, от которой хочется прыгать по комнате и врезаться в окружающую мебель — для этого «Rhythm Revolution» подходит идеально.


Слушать на YouTube | Deezer

Об авторе

Сергей Мезенов

Журналист, музыкальный критик. Люблю музыку с первой кассеты Depeche Mode, записанной в 10 лет в студии звукозаписи в универмаге возле дома, пишу о ней всякое с 2004 года. Сейчас меня можно встретить в основном на Colta.ru, Makers of Siberia и в собственном паблике What Is That Sound.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии