“Hear, O Israel:
A Concert Service in Jazz”
(NFTY, 1968)

Однажды 19-летний композитор Джонатан Клайн, несколько прогрессивных черных музыкантов, две оперные певицы и раввин собрались в студии, чтобы записать джазовую сюиту на тексты еврейских молитв. Затея парадоксальная, но хрупкое равновесие между джазом, академическим вокалом и одной из самых консервативных религий выдержать удалось. И хотя иудейские тексты ровно легли на блюзовую гармонию и босса-нову, перфекционист Клайн остался недоволен. Он сетовал на спешку, которая не позволила вылизать всё до блеска, и ругал себя за ошибки.

В 1992 году Джонатан закрыл гештальт. Причесав аранжировки, он собрал ноунейм-бэнд и записал новую версию сюиты.

Версия 1992 года, выпущенная в 2011 году лейблом Milken Archive Digital

Но вторая «Шма Исраэль» получилась выхолощенной. Ушел драматизм, возникший при встрече иудейского богослужения, академического вокала Антонии Лаванн и Филлис Брин-Джулсон и джазменов первого эшелона. А ведь это были Тэд Джонс (труба и флюгельгорн), Джером Ричардсон (саксофоны и флейта), Грэйди Тэйт (ударные), а главное, Рон Картер (контрабас) и Херби Хэнкок (рояль) — одни из самых востребованных джазовых музыкантов того времени и участники «второго великого квинтета» Майлза Дэвиса.

В одном из интервью Херби Хэнкок сказал: «Может быть, [Джонатану] стоит вернуться к той записи и послушать ее еще раз — опытным ухом. Иногда всё лучшее кроется в ошибках».

Сегодня пластинка 1968 года, выпущенная тиражом в несколько сотен экземпляров, — коллекционная редкость, которую практически не найти. Ее переизданием 2008 года мы обязаны британцу Джонни Транку (настоящее имя — Джонатан Бентон-Хьюз), чей лейбл Trunk Records изначально специализировался на саундтреках к культовым ужастикам и порнофильмам 70-х, а потом переключился на джазовые редкости, авангард, экспериментальную электронику и музыку, записанную детьми или для детей. Вот такая диверсификация.

Об авторе

Лев Боровков

Сооснователь JAZZIST. Специалист по авторскому праву. Заигрывал с джазом в школьной группе (к счастью, записи не сохранились). Автор Telegram-канала The Lost Chords.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии