Hearth
«Melt»
(Clean Feed, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

В состав квартета Hearth входят хорошо знакомые любителям современной импровизационной музыки инструменталистки с богатыми творческими биографиями. Сусана Сантуш Силва (труба) играла, например, в Fire! Orchestra Матса Густаффсона, Метте Расмуссен (альт-саксофон) сотрудничает с норвежской авант-импров-панк-командой MoE и канадским построк-группой Godspeed You! Black Emperor, Ада Раве (тенор-саксофон и кларнет) — участница интернационального импровизационного трио Hupata!, а Кайя Дракслер (фортепиано) вошла в состав звездной сборной Кристиана Лиллингера Open Form for Society; известны они и по своим собственным проектам. Участницы Hearth уже сотрудничали друг с другом в разных комбинациях, а в формате квартета впервые собрались в 2016 году на амстердамском слете молодых импровизаторов October Meeting. На том концерте они переиграли с разными музыкантами, но именно в квартете почувствовали промелькнувшую между ними магию и решили продолжить сотрудничество. В 2019 году Hearth выступили на португальском фестивале Portalegre Jazz Fest, где и записали материал для своего первого альбома «Melt». Спустя два года он был издан лейблом Clean Feed, с которым всех участниц квартета связывает давний опыт сотрудничества.

Название Hearth непростое: это слово в переводе с английского языка означает «очаг», но есть здесь и игра слов «heart» (сердце) и «Earth» (Земля). Это своеобразное размышление музыкантов о Земле как доме, а домом группы действительно можно назвать разве что саму планету. Все ее участницы родом из разных частей света и все они покинули родные места: португалка Силва живет в Швеции, датчанка Расмуссен — в Норвегии, аргентинка Раве — в Нидерландах, словенка Дракслер — в Дании. Соответственно, говорить о принадлежности их совместного творчества к какой-то национальной школе тоже не приходится. Да и географическая принадлежность издателя уже ни о чем не говорит: каталог Clean Feed с годами становится всё более интернациональным и менее ориентированным на португальскую сцену, и хотя лейбл придерживается определенных эстетических предпочтений, выходящие на нем релизы оказываются очень разноплановыми. Но в случае с импровизационной музыкой глобализация работает во благо: она не лишает музыку индивидуальности, но может приводить к прекрасным открытиям. И творчество Hearth — хороший тому пример.

В их музыке спонтанность сочетается с четким пониманием того, что участницы квартета собираются делать. Начать хотя бы с самого возникновения проекта: с одной стороны, исполнительницы хорошо знали друг друга, с другой — они неожиданно собрались в довольно нестандартном составе из духовых и фортепиано без ритм-секции («Это вызов», — говорит Расмуссен). Материал, который играет квартет, полностью импровизационный, но он серьезно обсуждается перед исполнением. По словам Дракслер, идея в том, чтобы выработать общий музыкальный язык и держать в голове определенные идеи на уровне подсознания, чтобы, импровизируя, получить на выходе конкретный результат.

Такой подход приводит к тому, что Hearth звучат одновременно и как шумная импров-команда, и как камерный ансамбль, сочетая академическую строгость и поток сознания. В начале альбома музыканты выдают как будто хаотичные пуантилистические звуки, которые вскоре начинают образовывать ритмичные паттерны, и мозг уже готовится составить законченную звуковую картину — но движение музыкальной мысли в итоге всё равно остается неуловимым. Затем квартет устраивает своеобразный «Полет шмеля»: в начале «Tidal Phase» партии словно несутся наперегонки друг с другом, потом разбегаются в разные стороны и собираются вновь, чтобы продолжить перекличку уже в спокойном темпе. В такие моменты чувствуется прекрасное взаимопонимание между музыкантами, тот самый общий язык, и в то же время резкие повороты повествования не кажутся отрепетированными — это по-прежнему свободная импровизация.

Еще одна знаковая черта Hearth — уже упоминавшийся нестандартный инструментальный состав, выдающий необычные звуковые сочетания. Вдобавок участницы квартета — большие любительницы препарирования инструментов. В «At Daybreak», например, порой трудно понять, что звучит в данный момент: труба, саксофон или человеческий голос. Параллельно с этим кто-то риторически вопрошает: «Как далеко вы собираетесь зайти?» А группа явно собирается зайти дальше: в «Diving Bells», кульминационном моменте альбома, саксофон солирует под жутковатые ритмичные вопли дисторшированной трубы, фортепиано обменивается звуками с какими-то мелкими звенящими объектами, а голосовая импровизация сталкивается с мягким, но настойчивым требованием «Silence!» — во всем этом есть еще и немало юмора. Намеренно или нет, но материал на альбоме расположен от простого к сложному: самые экстремальные моменты сосредоточены ближе к концу, и слушатель может постепенно настраиваться на одну волну с музыкантами. «Melt» — это серьезная пластинка, требующая вдумчивого слушания, но красота мысли участниц, их чуткое взаимодействие и интересный звук определенно стоят того, чтобы уделить им побольше внимания. После такой мощной работы еще сильнее хочется, чтобы мир поскорее вернулся к нормальной жизни и музыканты снова смогли находить друг друга в необычных составах.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии