Год назад норвежский коллектив Jaga Jazzist, чья музыкальная сага продолжается уже больше четверти века, выпустил свой то ли шестой, то ли седьмой, то ли девятый по счету студийный альбом «Pyramid»; музыкальные критики сбились со счета. А теперь эта работа получила продолжение в формате «живого» послесловия. «The Tower» — запись концерта без зрителей, который группа дала прошлым летом на последнем этаже башни Tårnet Kulturarena в Осло. Башня эта — одно из самых высоких строений в норвежской столице, расположенное в бывшей промзоне и переоборудованное в творческий кластер. Высоту музыканты решили одолеть с наскока: в назначенный день они встретились впервые после пятимесячного локдауна и тут же, без репетиций, сыграли свой последний альбом от начала до конца. Красивый жест, бесспорно, да еще и усиленный впечатляющим закатом. Но вспоминая, с чего Jaga Jazzist начинали, хочется совсем не той сытой буржуазной успокоенности, которую они сегодня демонстрируют.
Когда в 2002-м вышел знаковый альбом «A Livingroom Hush», норвежцы были приписаны к лейблу Ninja Tune, британскому тяжеловесу в мире интеллектуальной электроники. Именно эта рекорд-компания сделала их звездами международного масштаба. В прошлом же году группа перешла под крыло лейбла Brainfeeder, основанного внучатым племянником Элис Колтрейн Стивеном Эллисоном — он записывается под псевдонимом Flying Lotus. Вряд ли благодаря этому контракту в творчестве Jaga Jazzist откроется новая глава. Альбом «Pyramid», по большому счету, продолжает сюжеты, которые Ларс Хорнтвет и его октет затрагивали еще на пластинках «What We Must» (2005) и «One-Armed Bandit» (2010). Это всё та же многослойная инструментальная психоделика с обилием гитар, уходом в прог-рок, пересечениями электроники с джазом и претензиями на симфоничность. На «The Tower» она представлена довольно близко к студийной версии, но только более растянуто и скучно.
Альбом открывается пятнадцатиминутной пьесой «Tomita» — посвящением японскому композитору Исао Томите, автору музыки к классическим полнометражным аниме 60-х и 70-х. Его синтезаторная электроника и экспериментальные прочтения классической музыки оказали немалое влияние на Jaga Jazzist. Из четырех вещей, вошедших в альбом, эта, пожалуй, наиболее близка к джазу. Она многообещающе стартует как осовремененный спиричуэл-джаз, но музыканты остаются на джазовой территории ненадолго. Они уходят в сторону гитарно-электронного саунда в духе кислотных балеарик-абстракций, прог-рока полувековой давности и легкой шизофрении по следам Мэттью Херберта. «Tomita», как и родственный диско- и прототехно-эстетике номер «Apex», во многом напоминают то, что создают другие знаменитые норвежцы Тодд Терье, Принс Томас и Линдстрём, каждый из которых успел ремикшировать те или иные композиции Jaga Jazzist. Собственно, двое последних в прошлом году выдали свою версию «Apex», которая, кажется, звучит даже убедительнее оригинала.
Композиция «Spiral Era» проникнута симпатичной восьмидесятнической романтикой. Простенький, но энергичный вокализ сначала подкупает скандинавским сплином, но вскоре откровенно заставляет скучать — девятиминутную вещь можно было вполне уложить в три минуты, ничего при этом не потеряв. Композиция «The Shrine» названа в честь Фелы Кути и его одноименного клуба в Лагосе: при такой стартовой точке можно было бы ожидать интересные открытия, но скандинавы препарируют афробит таким странным, безжизненным образом, что холодное тело пациента можно смело катить в сторону морга.
Да, за последние двадцать лет Jaga Jazzist проделали непростой путь в сторону более неочевидного и комплексного звучания. Но стоит переслушать их по-настоящему великие моменты — например, дрилл-энд-бэйсовые запилы в духе Сквэрпушера на упомянутом уже альбоме «A Livingroom Hush», — как становится ясно, что тот психотический подростковый джаз звучал куда интереснее, чем нынешние монотонные ударные и избитые синтезаторные арпеджио с ретродушком. Тут даже вид на закат с небоскреба не спасает.
Слушать на: Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | SoundCloud | Яндекс.Музыка