Jean-Jacques Rojer
«Soko»
(Sunnyside, 2021)

Рядом с огромными «плавильными котлами», где смешиваются разные народы и расы, — США, Канадой, Бразилией, — история с географией разместили малую «экспериментальную лабораторию» с аналогичными целями. Кто только не оставил свой след на Антильских островах в Карибском море! Разные европейские народы: англичане, испанцы, французы, голландцы. Конечно же, африканские рабы, которых завозили сюда вышеупомянутые «цивилизованные нации». Конечно же, индийцы и китайцы, которых гнали сюда нужда и поиск куска хлеба. И, увы, в значительно меньшей степени коренные индейцы, почти полностью истребленные пришельцами из Европы. Это смешение народов дало удивительные плоды в области культуры. Музыка и танцы этого региона получили сегодня известность во всем мире. Рэгги и ска с Ямайки, калипсо с Тринидада, зук с Мартиники и Гваделупы, не говоря уже о меренге из Доминиканы и кубинских сальсе и румбе. Но сегодня вместе с гитаристом и композитором Жан-Жаком Роже мы отправляемся в другое экзотическое место по соседству — на остров Кюрасао.

Сегодня Жан-Жак живет и работает преимущественно в Амстердаме, но родился и вырос он именно на Кюрасао, крохотном острове, самоуправляемом государстве под эгидой Нидерландов (проще говоря — бывшей голландской колонии). Он потомственный музыкант и композитор (уже в шестом поколении!), но, в отличие от своих предков-пианистов, его инструментом стала гитара, а сферой интересов — рок, затем джаз. Жан-Жак Роже получил музыкальное образование сначала в Университете Нидерландских Антильских островов, а затем в Королевской консерватории в Гааге, стал постоянным участником различных джазовых концертов и фестивалей на Кюрасао и в метрополии. Встреча на одном из фестивалей с продюсером из Нью-Йорка Брайаном Бахусом и привела к появлению альбома «Soko», изданного нью-йоркским лейблом Sunnyside Records.

Записывался он командой смешанного состава: рядом с Роже — его земляк, перкуссионист Пернель Сатурнино, а остальные трое участников ансамбля — американцы, среди которых выделяется, конечно, очень известный джазовый ударник Джефф «Тэйн» Уоттс. «Soko» в переводе с суахили означает «рынок», и имитация многоголосого рыночного гомона только усиливает африканский дух титульной композиции. А открывает альбом пьеса с другим настроением: в «Zumbi» диалоги гитары и вибрафона, на котором играет Уоррен Вулф, выстроены на основе традиционного для Кюрасао музыкального стиля музик ди зумби (признаюсь честно: если бы не пресс-релиз, я бы его не узнал). И в дальнейшем программа альбома выглядит пестрым ковром, где джаз затейливо переплетен с афро-карибскими и латинскими мотивами. Это касается практически всех треков, включая и интерпретацию классического джазового стандарта Курта Вайля «Speak Low».

Я не уверен, что альбом станет для каждого слушателя откровением, но его познавательная ценность для расширения представлений о карибском этно-джазе несомненна.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии