Jimmy Heath "Love Letter" (Verve Records, 2020) | Джазист | Рецензии

Jimmy Heath
“Love Letter” (Verve Records, 2020)

Когда в начале страшной ковидной зимы пришло известие о смерти 93-летнего Джимми Хита, джазовое сообщество мгновенно откликнулось — музыканты среднего и молодого поколения тепло вспоминали саксофониста, называли его учителем и легендой.

Легендарность Джимми Хита настолько очевидна, что подвергать ее ревизии глупо, куда любопытнее разобраться, в какой же момент к Хиту стали относиться как безусловному джазовому символу. Наверняка не в 50-е, когда средний из братьев Хит (старший Перси в то время уже феерил в MJQ, младший Альберт «Тути” еще не начал карьеру) выпускал крепкие альбомы на “Риверсайде”, и не в 70-е, когда он уместно решил добавить своему саунду R&B-флер, и даже не в 80-е и 90-е, когда вновь удачно вернулся к традиционалисткому звучанию.

Так вышло, что признание приходило к Джимми Хиту постепенно на протяжении 76-летней карьеры. Хит избежал стремительной и скоропостижной славы и не стал культовым представителем андеграунда, но, обходясь без головокружительных взлетов и столь же стремительных спадов, сохранял стабильность и занимался джазом столько, сколько иные и не живут. Среди родных братьев и тех, кого Хит считал братьями по духу (Колтрейн, Роллинс, Ститт, Голсон), он не был лидером, но считался равным среди первых и доказал, что держаться середины — не значит быть посредственным: к величию может привести в том числе и сознательная умереннсть.

Свою автобиографию Хит назвал “I Walked With Giants” — согласитесь, что даже в этом чувствуется нетипичная для джазиста скромность. То, что Хит ощущал себя, скорее, подельником эпохи не умаляло его значимости — наоборот, по мере того как с каждым годом истончались нити, связывающие нас с великим прошлым, эта значимость становилась только больше.

В таком контексте альбом Хита “Love Letter”, который он записал в прошлом году в 92 года, выглядит не его личным завещанием, а прощальным письмом золотого периода джаза. Вместе с последними из могикан — Тайнером, Коббом, Коницем — тот великий джаз уходит безвозвратно, но последний альбом Хита делает это прощание ненадрывным и спокойным. В окружении проверенной банды, молодых вокалистов Сесиль Маклорин Сальван и Грегори Портера и ради такого случая стряхнувшего с себя звездную пыль Уинтона Марсалиса, Хит звучит свежо и ясно. И, конечно, символично, что последнюю пластинку Хит записал о любви. Он жил этим чувством, никогда не забывал о нем и теперь оставляет его нам. Ведь кроме любви в этом мире нет ничего, что стоит любить по-настоящему.

Слушать альбом

Об авторе

Александр Аношин

Сооснователь JAZZIST. Увлеченный джазовый слушатель, обозреватель и блогер. Ведет Telegram-канал On The Corner.

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии