В билингвальных семьях нередко случается так, что ребенок говорит с отцом на одном языке, а с матерью — на другом и не чувствует никакого противоречия. Музыка скрипачки и композитора Лайал Шакер стремится к этому же: свободно говорить на музыкальных языках западной и восточной традиций и легко переключаться между ними, используя преимущества одного для компенсации слабостей другого.
Сложно поверить, что перед нами молодой и не слишком опытный автор: «Radio Afloat» — всего лишь второй альбом Шакер после дебютного «Inner Rhyme» 2019 года. Она делает то, что на первый взгляд невозможно: уверенной рукой сочетает в рамках одной композиции и западные гармонии, и мелодии, по-восточному богато нагруженные орнаментами. Помогают ей в этом пианист Филлип Голуб, виолончелист Джейк Чарки, контрабасист Сэм Минай и ударник Джон Хэдфилд — вместе ансамбль Sarafand.
Лайал Шакер родилась в Париже, выросла в Ливане, училась в Лондоне, а сейчас живет и работает в США — неудивительно, что ей удается быть этим самым человеком мультикультур. Она глубоко понимает, как работает и арабский макам, и западная классика, и джазовая импровизация. Шакер смело сталкивает эти музыкальные начала, создавая острые контрапункты, а не компромиссы. Вместе с тем ее музыка — по-человечески живая. Да, она хитро устроена, но ни на секунду не превращается в игру разума, в техническое упражнение.
Двухчастная пьеса «Anatomie of Titus» иллюстрирует этот подход. Она начинается с щеголеватых пассажей виолончели и фортепиано, между которыми протискивается скрипичный мотив. Вскоре из аккордовой последовательности клавишных вырисовывается своя мелодия, которую подхватывают и украшают остальные. Инструменты ведут себя непредсказуемо: то собираются в унисон, в традициях арабских ансамблей, то рассыпаются на отдельные линии, как в западных симфонических произведениях.
В драйвовой композиции «Khab Nissan» со скрипкой переговаривается уже не фортепиано, а микротональная клавиатура. Чтобы сохранить звук чистым и не допустить его перенасыщения событиями, и скрипке, и клавишам приходится держаться на расстоянии друг от друга. Но даже в моменты восхитительного соло Голуба, когда Шакер совсем не вмешивается, чувствуется, что скрипачка настороже и готова в любую секунду подставить плечо. Совсем другая, более теплая динамика между инструментами в летучей вещи «Southern Sky» — там на первый план выведен дуэт скрипки и виолончели, между которыми виноградной лозой завивается мелодия.
«Radio Afloat» — это смелый эксперимент, но в первую очередь это щемящий и наполненный поэзией альбом. Он удерживает внимание от тревожного вступления, где Шакер еще и поет, до абстрактного эпилога с обилием скользящих пассажей и неустойчивой микрохроматики. История джаза знает немало попыток сблизить Запад и Восток: от игривых турецких ритмов в кул-джазе Дэйва Брубека до нагромождений индийских раг у Джона Маклафлина. Лайал Шакер действует иначе. Вместо того чтобы навязывать один музыкальный язык другому, она ищет точки их преломления, нешлифованные стыки — и находит новые возможности. Браво.