Louis Hayes
«Crisis»
(Savant, 2021)

Хорошо киношникам! На более-менее крупных кинофестивалях среди прочих наград всегда вручаются призы «за лучшую роль второго плана». Уверен, будь такое в джазе, 84-летний барабанщик Луис Хейз за свою долгую карьеру заработал бы не один такой приз. Когда в середине 50-х годов молодой ударник из Детройта, поклонник творческих успехов старшего коллеги по инструменту Филли Джо Джонса, появился в Нью-Йорке, он сразу попал в квинтет Хораса Сильвера, к концу десятилетия работал уже с Кэннонболлом Эддерли, а в 60-х годах играл в трио Оскара Питерсона. Помимо этих великанов, Хейзу доводилось записываться или выступать и с Джоном Колтрейном, и с Фредди Хаббардом, и с Маккоем Тайнером, и с многими другими. И хотя фокус внимания публики и критики был направлен на лидеров, свою «минуту славы» неизменно получал и сидевший за ударной установкой Хейз.

Позже он возглавлял и собственные коллективы разной степени успешности, а вместе с саксофонистом и флейтистом Винсентом Херрингом основал мемориальный Cannonball Legacy Band. Грандом джаза Луис Хейз так и не стал, но верность идеям хард-бопа вместе с искренним уважением коллег сохранил на всю жизнь. Творческую работу Луис не оставил и в весьма почтенном возрасте, примером чему может служить его новейший альбом «Crisis». Так называется вошедшая в программу композиция Фредди Хаббарда, но можно предположить, что название альбома Хейз выбирал и с учетом ковидных особенностей нашего времени. Кстати, сам факт активности ветерана, входящего в группу риска и не побоявшегося устроить в студиях Savant Records джазовый пир во время ковидной чумы, уже вызывает уважение.

А пир удался на славу! Хейз собрал для записи альбома ровную и высоклассную команду. За рояль он усадил Дэвида Хейзелтайна, на басу работал Дезрон Дуглас, на вибрафоне — Стив Нельсон, а на альт-саксофоне — Абрахам Бёртон. В двух треках к инструментальному квинтету присоединялась вокалистка Камилл Турман. Программа альбома напоминает джазовые мемуары: Луис отказался от классических джазовых стандартов (за исключением «Where Are You?» и «It’s Only a Paper Moon»), а составил пластинку в основном из произведений своих мейнстримовых единомышленников, старых друзей, с большинством из которых он в свое время играл. Тут и «Arab Arab» Джо Фарелла, и «Roses Poses» Бобби Хатчерсона, и «Desert Moonlight» Ли Моргана, и титульная пьеса Хаббарда. По одной пьесе принесли в программу участники записи: «Alien Visitation» Нельсона и «Oxygen» Дугласа. Сам «мемуарист» скромно отметился одной собственной композицией «Creeping Crud».

Уровень исполнения становится очевидным уже по стартовой «Arab Arab», где ритм-секция во главе с Хейзом выдает отменный квазиориентальный рисунок, на фоне которого солируют Бёртон, Нельсон и Хейзелтайн. Так уж сложилось, что в последнее время мне редко попадались записи с вибрафоном, и, может быть, поэтому с особым удовольствием слушал я тонкую и технически безупречную работу Стива Нельсона. Сам же Хейз и на своем собственном альбоме больше думал об ансамблевом саунде, чем о демонстрации своих талантов. Он не солирует практически нигде, что наиболее показательно в его же композиции «Creeping Crud», где солируют все, кроме бэндлидера. А вот его умение управлять мини-коллективом для создания единого цельного звучания более чем заметно. Отдельно надо сказать пару добрых слов о Камилл Турман. Она еще и саксофонистка, причем играет не где-нибудь, а у самого Уинтона Марсалиса в оркестре Линкольн-центра. На альбоме Луиса Хейза, в композициях «I’m Afraid the Masquerade Is Over» и «Where Are You?», она демонстрирует и безупречное интонирование, и незаурядную технику скэт-вокала в духе Эллы Фицджеральд.

Закончить этот текст мне хочется кредо лейбла Savant Records, размещенным на его сайте: «Savant представляет коммуникативный джаз, современный, но не отталкивающий своей сложностью, традиционный, но не анахроничный. Мы стремимся записывать артистов, которым есть что сказать, при условии, что это послание стоит услышать. Наш единственный критерий — совершенство». Что ж, «Crisis» Луиса Хейза полностью соответствует издательской политике лейбла.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии