María Grand
«Reciprocity»
(Biophilia, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Если не брать в расчет вокал, то понятие «женщина в джазе» долгие годы было для многих синонимом некоей второсортности. Отдельные исключения вроде пианистки Мэри Лу Уильямс, казалось, только подтверждали это мнение. Но те годы давно прошли. Сегодня в джазе работает много первоклассных инструменталисток, добившихся признания. От фактов никуда не денешься: в опросах Ассоциации джазовых журналистов США чуть ли не в половине номинаций впереди женщины. Кстати, и героиня сегодняшнего обзора однажды, в 2018 году, фигурировала в номинации «восходящая звезда», уступив, правда, первую строчку вокалистке Джазмейе Хорн. Возможно, это было реакцией журналистского сообщества на альбом Марии Гранд ​«Magdalena». Что ж, после майского релиза «Reciprocity», второго альбома Марии на Biophilia Records и третьего в ее дискографии, можно ожидать новой волны вполне оправданных теплых отзывов о ее творчестве.

Тенор-саксофонистка и композитор Мария Гранд родилась в Женеве, у нее смешанные, швейцарско-аргентинские корни. Последние десять лет Мария живет и работает в Нью-Йорке. Работает активно: это и группа DiaTribe, и сотрудничество с такими людьми, как Виджай Айер, Мэри Халворсон, Стив Коулман, а в последние годы — концертные туры в трио с басисткой японо-американского происхождения Каноа Менденхолл и барабанщицей Саванной Харрис, единственной «настоящей» американкой в этом составе. Впрочем, в последний год на концертах трио превращалось в квартет. Вот как говорит об этом сама Мария: «В ходе туров, так как я была беременна, он [ныне уже появившийся на свет сын Айни. — Прим. Л. А.] танцевал, слушая, как мы играли с Каноа и Саванной. Он толкался и прыгал, и мы превращались в настоящий квартет. Я улыбаюсь, вспоминая эти многочисленные выступления, когда он в моей утробе тоже выходил на сцену, и мы вместе менялись и росли». Большинство композиций, которые вошли в альбом «Reciprocity», Мария сочиняла также в этот особый период своей жизни. Мне в силу, так сказать, гендерных особенностей не дано полностью прочувствовать эмоции будущей матери, но то, как они отразились в музыке, могут услышать в «Reciprocity» все.

Альбом можно смело назвать концептуальным. Семь треков из тринадцати составляют своеобразную проходящую через весь альбом сюиту с ключевым словом «Creation». Гранд в основном играет на тенор-саксофоне длинным, холодноватым звуком, практически без вибрато, но с хорошим чувством динамики. Особенно удачно, на мой вкус, это выглядит в «Creation: Ladder of Swords» и «Now, Take, Your, Day». Порой Мария не только играет, но и поет, а иногда вообще откладывает саксофон в сторону. В «Fundamental, Pt. I» и в композиции с характерным названием «Prayer» («Молитва») это действительно молитва, псалом — в общем, нечто сакральное по духу, а в «Fundamental, Pt. II» под аккомпанемент баса и ударных ее голос обретает настоящую мощь, превращая этот трек в один из лучших в программе.

Не могу не упомянуть и несколько выпадающую из контекста альбома, но очень красивую, лиричную песню венесуэльского автора Хесуса Идальго «Canto Manta» с ласкающими слух интонациями фолк-музыки, которые Гранд воспроизводит мастерски. Хороши и ее партнерши, а Харрис даже может записать себе в актив продолжительную сольную эквилибристику в «Whabri». По тематике и по составу исполнителей — джаз безусловно женский, по уровню реализации — безусловно классный. Смело рекомендую нашим читателям убедиться в этом.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии