Если не брать в расчет вокал, то понятие «женщина в джазе» долгие годы было для многих синонимом некоей второсортности. Отдельные исключения вроде пианистки Мэри Лу Уильямс, казалось, только подтверждали это мнение. Но те годы давно прошли. Сегодня в джазе работает много первоклассных инструменталисток, добившихся признания. От фактов никуда не денешься: в опросах Ассоциации джазовых журналистов США чуть ли не в половине номинаций впереди женщины. Кстати, и героиня сегодняшнего обзора однажды, в 2018 году, фигурировала в номинации «восходящая звезда», уступив, правда, первую строчку вокалистке Джазмейе Хорн. Возможно, это было реакцией журналистского сообщества на альбом Марии Гранд «Magdalena». Что ж, после майского релиза «Reciprocity», второго альбома Марии на Biophilia Records и третьего в ее дискографии, можно ожидать новой волны вполне оправданных теплых отзывов о ее творчестве.
Тенор-саксофонистка и композитор Мария Гранд родилась в Женеве, у нее смешанные, швейцарско-аргентинские корни. Последние десять лет Мария живет и работает в Нью-Йорке. Работает активно: это и группа DiaTribe, и сотрудничество с такими людьми, как Виджай Айер, Мэри Халворсон, Стив Коулман, а в последние годы — концертные туры в трио с басисткой японо-американского происхождения Каноа Менденхолл и барабанщицей Саванной Харрис, единственной «настоящей» американкой в этом составе. Впрочем, в последний год на концертах трио превращалось в квартет. Вот как говорит об этом сама Мария: «В ходе туров, так как я была беременна, он [ныне уже появившийся на свет сын Айни. — Прим. Л. А.] танцевал, слушая, как мы играли с Каноа и Саванной. Он толкался и прыгал, и мы превращались в настоящий квартет. Я улыбаюсь, вспоминая эти многочисленные выступления, когда он в моей утробе тоже выходил на сцену, и мы вместе менялись и росли». Большинство композиций, которые вошли в альбом «Reciprocity», Мария сочиняла также в этот особый период своей жизни. Мне в силу, так сказать, гендерных особенностей не дано полностью прочувствовать эмоции будущей матери, но то, как они отразились в музыке, могут услышать в «Reciprocity» все.
Альбом можно смело назвать концептуальным. Семь треков из тринадцати составляют своеобразную проходящую через весь альбом сюиту с ключевым словом «Creation». Гранд в основном играет на тенор-саксофоне длинным, холодноватым звуком, практически без вибрато, но с хорошим чувством динамики. Особенно удачно, на мой вкус, это выглядит в «Creation: Ladder of Swords» и «Now, Take, Your, Day». Порой Мария не только играет, но и поет, а иногда вообще откладывает саксофон в сторону. В «Fundamental, Pt. I» и в композиции с характерным названием «Prayer» («Молитва») это действительно молитва, псалом — в общем, нечто сакральное по духу, а в «Fundamental, Pt. II» под аккомпанемент баса и ударных ее голос обретает настоящую мощь, превращая этот трек в один из лучших в программе.
Не могу не упомянуть и несколько выпадающую из контекста альбома, но очень красивую, лиричную песню венесуэльского автора Хесуса Идальго «Canto Manta» с ласкающими слух интонациями фолк-музыки, которые Гранд воспроизводит мастерски. Хороши и ее партнерши, а Харрис даже может записать себе в актив продолжительную сольную эквилибристику в «Whabri». По тематике и по составу исполнителей — джаз безусловно женский, по уровню реализации — безусловно классный. Смело рекомендую нашим читателям убедиться в этом.
Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка