В конце прошлого года норвежский саксофонист Мариус Несет вернулся домой после 17 лет, проведенных в Копенгагене. Перед отъездом он собрал в студии Биг-бэнд Датского радио и записал “Tributes” — альбом-прощание с Данией.
С первых минут становится ясно, что технических преград для Мариуса нет. Пластинку открывает двухчастная сюита “Bicycle Town”, где Несет, виртуозно перемещаясь между регистрами, изображает кручение велосипедных педалей. Постепенно в игру включаются другие инструменты. Они перешучиваются и перебрасываются фразами (чего стоят одни только «отскоки» духовых от перкуссии!), и мало-помалу происходящее вырастает в развеселый джаз-фанковый велопарад с грандиозной маршевой концовкой.
“Bicycle Town” задает тон всему альбому: хоть это и прощание, горечи расставания здесь не будет. Впрочем, Мариус — искусный драматург, и благостным однообразием пластинка не страдает. Всего за 50 минут Несет успевает заглянуть в академизм (“Tribute”), признаться в любви к мудрой, внежанровой музыке Уэйна Шортера (“Farewell”), написать морской пейзаж с корабельными гудками (“Leaving the Dock”) и даже окропить солнечный калипсо-джаз абстрактным постбопом (“Children’s Day”). Кураж саксофониста заразителен, поэтому оркестр под чутким руководством японки Михо Хадзама эффектно и даже с озорством проходит самые сложные динамические повороты.
В музыке Несета столько мужественного оптимизма, что “Tributes” вполне можно рекомендовать как биологически активную добавку для восстановления сил и борьбы с унынием.