Matekita
«And Then the Sun Rose in the West»
(Tchaï, 2021)

Клавишник и электронщик по имени Конг Минь Фам вряд ли сколько-то известен русскоязычным околоджазовым меломанам — уже просто потому, что даже «именитые музыканты», с которыми он работал и которые должны доказать слушателю его авторитет, представлены набором столь же экзотических и ничего не говорящих имен: Ясмин Хамдан, Сара Ленка, Хаким Сулейман, Лейла Дориан и Мартин Мессонье. Если и это не показательно, то вот список его партнеров по представляемому альбому: Родриго Виана (гитара), Бруно Пимьента (ударные) и Эмра Каптан (бас). В общем, современная французская инди-тусовка во всей ее красоте, мощи и этническом разнообразии.

Однако, как показывает знакомство с альбомом Матекиты (это псевдоним Конг Минь Фама, а не название группы), вся эта мешанина неизвестных имен не случайна. Она доказывает, что, каким бы специалистом ты себя ни считал, всегда найдется потрясающе качественное и плодотворное сообщество, под-сообщество и под-под-сообщество музыкантов, в котором всё хорошо и со вкусом, и с идеями, и с оригинальностью. Видимо, это уже жестокие реалии XXI века и цифровых «экосистем», проявленные во всей полноте: совершенно непонятно, почему так не повезло с публичностью музыкантам, которые где-нибудь в восьмидесятых вполне могли бы претендовать на места в самом высшем эшелоне.

У Матекиты и его товарищей есть всё: техника, позволяющая решать любые задачи на стыке джаза и смежных областей, знание предмета, свобода ориентировки, развесистая многослойность звучания, грув, искра. То, что мы называли «ню-джаз» лет десять назад, давно переплавилось именно в творчестве вот таких коллективов и разделилось на два потока: на то, что и правда делается исключительно на компьютере и, наверное, исключительно для компьютеров, и на то, что делается человеком для человека и сохраняет живость, элегантность и какую-то неуловимо космически-хулиганскую расслабленность. Так получилось, что меня весь день отвлекали дела и альбом Матекиты я прослушал подряд и навылет раз пятнадцать за полноценный рабочий день, прежде чем наконец сел за рецензию. Если бы в нем не хватало вкуса, чувства меры и свежести идей, после такого количества «подходов к снаряду» уже наверняка можно бы было полезть на стену; а альбом, наоборот, лишь запомнился наконец-то во всей хитросплетенности аранжировочных выломов, стал хорошим знакомым со всеми своими вычурными декламациями и беспощадно нетемперированным электронным клавиром — и не надоел.

Фам играет на фортепиано с семи лет, имеет классическое и джазовое музыкальное образование и сам себя считает музыкантом на стыке именно джаза и электроники. В выходных данных альбома его инструменты указаны как «клавиатуры и машины», что хорошо объясняет ситуацию. Он изобретателен и остроумен, как смекалистый инженер с быстрым и точным мышлением. Его аранжировочные склейки порой напоминают своей хлесткой наглостью то, что многие из нас еще помнят из непростых советских времен: ну, например, если в автомобиле «Жигули» рвется на трассе ремень генератора, то не надо заламывать в тоске руки, надо просто снимать с попутчицы колготки, наматывать их внатяг вместо ремня, и до ближайшей деревни — как-нибудь да доедем. Именно так и у Матекиты: он проносится через композиции своего альбома, словно бы собирая по пути идеи и способы их реализации буквально из ничего, срывая их с проносящихся мимо кустов, выковыривая их из собственного рюкзачка вывернутой вслепую кистью, выхватывая их из рук встречных, обжигаясь этими идеями, перекидывая их из руки в руку и наконец отбрасывая — но его «автомобиль» едет, он управляем, и в нем есть какая-то очень симпатичная бесшабашность и цельность.

Тут найдется буквально всё, что может взбесить нормального джазового пуриста — от электронных (как минимум по рисунку) ударных до пропущенного через вокодер истерического вокала на псевдоарабскую тематику; от изображенных на синтезаторе гнусавых труб до синкопы, которая хуже любого метронома; от задумчивого женского монолога на внезапном немецком до «чеса» по хай-хэту в стиле лучших поп-боевиков какого-нибудь Джастина Тимберлейка. Даже нагло напыщенное «ун, дос, тре, кватро» в затакте пьесы, которая с великолепной самоиронией названа «El Concepto». Но тут есть и, например, гитара того самого Родриго Вианы (знать бы еще, кто такой этот Родриго Виана), которая вылезает в пьесе «Rodeo Police» из-под синтезаторной подложки в стиле советского мультфильма про тайну Третьей Планеты с прекрасным, умным, небыстрым и сочащимся апельсиновым соком соло.

Знаете, что делает Матекита и его команда? Они без всякой рисовки и, возможно, неосознанно просто берут и показывают, что «эта музыка будет вечной», даже если имен ее исполнителей никто не будет знать до знакомства с альбомом и забудет после знакомства с ним. В его искусстве (именно искусстве, а не музыке) есть абсолютно зрелая и спокойная уверенность и цельность. Он не стремится куда-то к славе, а делает с полным и бесстыдным удовольствием то, что хочет и собирается делать всю жизнь.

Завидую вам, Конг Минь Фам.


Слушать на BandcampApple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Юрий Льноградский

Журналист и организатор концертов, специализирующийся в основном на современной авторской импровизационной музыке — от авангарда до джаз-рока.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии