Mattias De Craene «Patterns for (a) Film» (W.E.R.F., 2021) | Джазист | Рецензии

Mattias De Craene
«Patterns for (a) Film»
(W.E.R.F., 2021)

Бельгийский лейбл W.E.R.F. Records ориентирован на джазовую сцену своей страны, но уделяет внимание и не совсем джазовой музыке — например, академическому минимализму. Альбом, о котором пойдет речь, расположился где-то между этими полюсами, хотя это не совсем то, чего ждешь от его автора. Гентский саксофонист Маттиас Де Крене больше всего известен как лидер трио MDCIII, в котором ему аккомпанируют двое барабанщиков. Эта команда играет вполне укладывающийся в тренды современного европейского мейнстрима материал, сочетающий элементы свободной импровизации, фьюжна, восточные и африканские мотивы, а также влияние киномузыки. На своем сольном альбоме «Patterns for (a) Film», как можно понять уже из названия, «кинематографической» составляющей стало еще больше. А вот грув отошел далеко на задний план — это работа уже совсем другого толка.

«Patterns» — очередной пример альбома, звук которого определили условия локдауна. Оказавшись без возможности играть и записываться с группой, но в то же время получив большое количество свободного времени, Де Крене взялся за сольные эксперименты. Весь материал музыкант сыграл, записал, свел и спродюсировал в одиночку. И, как нередко бывает в подобных случаях, он воспользовался ситуацией, чтобы в одной записи проявить себя с самых разных сторон.

В первых композициях музыкант ориентируется на постджазовый минимализм по заветам Колина Стетсона, который оказался настолько привлекательным для слушателей и исполнителей, что и спустя многие годы после первого обнародования чувствует себя живее всех живых (и продолжает оказывать влияние на новые поколения музыкантов — взгляните хотя бы на популярность Бендика Гиске). Впрочем, бельгиец Де Крене идет по стопам канадского мастера не во всем. Скажем, Стетсон в свое время запустил моду играть сложные композиции с репетитивными паттернами живьем, без луперов и наложений, а затем с гордостью сообщать об этом чуть ли не на обложке альбома. Такой подход, безусловно, позволяет музыкантам продемонстрировать свою виртуозность. Вот только материал от него зачастую сильно беднеет, оказываясь заложником жестко ограниченных стилистических и технических рамок. Де Крене же не отказывает себе в возможности воспользоваться благами студийных технологий. Он выстраивает многослойный звук, подкладывая под монотонные саксофонные петли плотный дроун-эмбиент или даже глитчевую электронику, и не боится выходить за строгие структуры, разбавляя их импровизациями. Да и наложений саксофонных партий он не избегает. И рождающаяся на выходе полифония звучит заметно интереснее, чем приевшиеся упражнения саксофонных минималистов. Избавиться от вездесущей канадской тени все равно не удается, но индивидуальный подход здесь определенно присутствует.

Через несколько композиций Де Крене надоедает нарезать петлеобразные паттерны, и тогда он обращает взор на восток. «Gameboy Garden» напоминает уже о японском нью-эйдже: саксофон сменяют деревянные духовые, с разных сторон доносятся приятные звенящие звуки и птичье пение, а атмосфера становится умиротворенной и созерцательной. С минималистской эстетикой такой переход, конечно же, прекрасно гармонирует. Затем звучит самая длинная вещь на альбоме «Steve O’Riley’s Meditational Curve», своим названием отдающая должное классикам минимализма (Стиву Райху и Терри Райли) и настраивающая на соответствующие ожидания. Вот только эти ожидания она обманывает: вместо бодрого ритмичного минимализма на шестнадцать минут она встречает слушателя соло-саксофонным импровом, а провожает мрачноватым эмбиентом — привычные зацикленные паттерны ненадолго появляются только в середине композиции. Последняя часть альбома довольно разнообразна: музыкант выдает немного нуар-джаза в «Onar», изображает саксофоном вертолет в «Roy Frusciante» и откланивается в «Farewell & Goodbye», под которую легко представить себе финальные титры.

С самого начала прослушивания «Patterns» становится понятно, что джаза здесь будет немного. Эта запись тяготеет к композиторскому минимализму с обоснованными претензиями на кинематографический эффект, и места для импровизации в ней не слишком много. Но импров-элементы здесь все же присутствуют. Они деликатно вклиниваются в основную линию и придают музыке дополнительной глубины, так что она не грешит излишней монотонностью. Де Крене вообще сделал эту работу очень разношерстной — и в этом, пожалуй, немного перегнул палку. Стремление продемонстрировать широту своих интересов для таких релизов вполне естественно, но при этом важно соблюсти целостность материала. Здесь же в какой-то момент возникает чувство, что вы слушаете уже какой-то другой альбом, а не тот, что включили изначально. Это, впрочем, не сильно портит впечатление от в остальном весьма убедительного творческого высказывания.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка | Bandcamp

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии