Nick Mazzarella, Ingebrigt Håker Flaten, Avreeayl Ra «What You Seek Is Seeking You» (Astral Spirits, 2021) | Джазист | Рецензии

Nick Mazzarella,
Ingebrigt Håker Flaten,
Avreeayl Ra
«What You Seek
Is Seeking You»
(Astral Spirits, 2021)

37-летний чикагский саксофонист Ник Маццарелла — ярый последователь позднего Джона Колтрейна и обладатель роскошной бороды. До недавнего времени возникали сомнения, какое именно из этих двух обстоятельств больше заслуживает внимания. Новая его работа в составе трио с контрабасистом Ингебригтом Хокером Флатеном и барабанщиком Авриэйлом Ра наводит в этом вопросе ясность. К счастью для поклонников джаза, не в пользу растительности на лице.

На пластинке запечатлена лайв-сессия, сыгранная летом 2019 года. Партнеры Ника по трио — музыканты-тяжеловесы, чьи заслуги в джазе, напротив, однозначны. Хокер Флатен, верный соратник Пола Нильссена-Лава и Матса Густафссона, переиграл фри-джаз во всех мыслимых конфигурациях как в Европе, так и в США. Авриэйл Ра — живая частичка Sun Ra Arkestra, светило и мощь чикагской импровизационной сцены, который в охотку работает и с прогрессивной молодежью вроде Люка Стюарта из Irreversible Entanglements. Казалось, половина успеха альбому обеспечена была еще до записи. С такими-то товарищами точно не оплошаешь. Вышло, впрочем, интересное: участники не слишком сошлись характерами. И именно это придает работе нужную остроту.

Ник Маццарелла играет в привычном для себя ключе. Он больше опирается на украшательства — протяжные вибрато, игру мелкой трелью (так называемым «шейком»), рычания и взвизги, акцентированную атаку отдельных звуков, — чем на модуляции и варьирование мелодии. Обычно он просто держит четыре-пять нот и повторяет их снова и снова, слегка меняя угол подачи. После оплетает их мягкой импровизацией, а чаще просто подолгу сидит на одном мелодическом паттерне. Поначалу кажется, что в этом трио он выполняет роль догоняющего — всю динамику альбому задает ритм-секция.

Ра работает методом сокрушительного натиска, применяя его по поводу и без. Хокер Флатен двигается ему под стать, демонстрируя феноменальную плотность звука контрабаса. Он как будто пишет крупными и мелкими мазками одновременно: из ручейков миниатюрных соло сливаются водопады конструкций ритма. Вкупе с барабанами звучит всё это крайне мощно и очень бодрит. Контрабас и ударные двигаются неожиданными рывками, внезапно ускоряясь и замедляясь, а их маневры зачаровывают, как серия искусных передач в сложной баскетбольной комбинации. Вместе с тем очень часто они так увлекаются диалогом друг с другом, что забывают про третьего товарища. Это чувствуется, например, на первых минутах «Setting Out», когда барабаны пытаются «тащить» саксофон вперед против его воли. Бас тут полностью на стороне Ра, так что в определенный момент возникает нервный, напряженный разрыв между ритм-секцией и саксофоном. Двое летят вперед, а третий упрямо не хочет поддаваться их импульсу. Если это «фича», а не «баг», и именно такова была художественная задумка Маццареллы, то ему можно только рукоплескать. Чтобы так настойчиво гнуть собственную линию, в противовес происходящему в арьергарде, надо иметь действительно стальную выдержку.

Можно предположить, что это всё же не смелость, а банальная глухота к товарищам. Но такую гипотезу разбивают в пух и прах следующие композиции. На «Debris» Маццарелла, поначалу снова ведомый ритм-секцией, всё же входит в раж, начиная играть бесстрашно, даже свирепо — и становится безусловным центром внимания, потеснив соратников. Его округлый мягкий звук преобразуется, становится всё более упругим, отрывистым. Он как будто разделяет свою партию на отдельные нити-фразы, которые без жалости отсекаются друг от друга. Нелепо, конечно, строить каламбур на фамилии саксофониста, но эта его манера игры и вправду напоминает то, как итальянцы вытягивают и резко отрывают косички из сырной массы, когда изготавливают моцареллу. То же самое можно наблюдать и во второй половине композиции «Firekeepers». Ник демонстрирует расторопность и внимательность к партнерам. А его умение играть остроумно не переходит в плоскость безжалостных к слушателю экспериментов. Плоскость эту, к слову, чаще занимает Хокер Флатен, но в общем миксе инструментов его контрабас чуть подспрятали под общий «ковер», потому его настойчивое желание сумничать совершенно не портит запись.

Вот эта универсальность Маццареллы, его способность играть совсем по-разному, на ходу перенастраивать себя, но не терять лица и почерка, безусловно, дорогого стоит. Прямо сейчас у нас есть счастливая возможность наблюдать за тем, как просто крепкий саксофонист набирает мышечную массу и превращается в отменного — и происходит это в компании больших джазовых атлетов.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Наталья Югринова

Главный редактор JAZZIST. Журналист, копирайтер. В детстве слушала мамины пластинки Сонни Роллинза и Бена Уэбстера — и они до сих пор не отпускают. Автор Telegram-канала Eastopia.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии