Имя Морица фон Освальда хорошо известно поклонникам берлинской электронной сцены, ведь в 90-е он сыграл одну из ключевых ролей в ее становлении. В мире джаза о нем почти не знают, хотя есть у него и «живой» импровизационный проект — собственное трио. Поговорить о нем всё же стоит, и именно на страницах «Джазиста»: через шесть лет после выхода предыдущего альбома коллектив вернулся в обновленном составе — и кажется, что в музыке фон Освальда никогда не было так много джаза. Не последнюю роль в этом, вероятно, сыграла поддержка лейбла. На этот раз место независимого лондонского лейбла Honest Jon’s, который издал все предыдущие альбомы трио фон Освальда, а также многие записи и ремиксы бэндлидера, занял немецкий Modern Recordings — ответвление гиганта BMG, созданное два года назад. По крайней мере, концептуально это довольно крепкий союз: под лозунгом «музыка, имеющая значение» лейбл издает нестандартную новую классику, джаз и их пересечения с электроникой. В каталоге Мodern пластинки Пэта Метини соседствуют с работами электронщиков вроде Панта дю Принса и Робота Коха.
Но вернемся к фон Освальду. Музыкальное образование он получил как перкуссионист, а путь к сцене начал еще в 80-х в Гамбурге в составе ньювейв-проекта Palais Schaumburg. Перебравшись в Берлин в начале 90-х, он занялся электронной музыкой и техно: работал с соотечественником Томасом Фельманом, детройтским пионером техно Хуаном Эткинсом и многими другими. В его карьере случались и неожиданные моменты — например, альбом электронных интерпретаций музыки Равеля и Мусоргского, записанный им вместе с Карлом Крейгом для немецкого рекорд-гиганта Deutsche Grammophon, и совместная пластинка с норвежским трубачом Нильсом-Петтером Мольвером.
Среди обилия проектов и творческих личин фон Освальда трио остается одним из любимых детищ музыканта. Состав коллектива неоднократно менялся: в нем успели побывать и Макс Лодербауэр, отвечавший за синтезаторы, и перкуссионист Владислав Дилэй, и один из отцов афробита Тони Аллен. На новом альбоме фон Освальд работает с американкой Лорел Хейло и немецким ударником Генрихом Кёбберлингом. И если Кёбберлинг — опытнейший представитель немецкой джазовой сцены с гигантским послужным списком и релизами на лейблах вроде ECM и SteepleChase, то Лорел Хейло сделана совсем из другого теста. Ее стихия — электроника. Ее превозносит «хипстерский» сайт Pitchfork, в ее активе имеется микс в престижной серии «DJ-Kicks» и ремиксы на очень разноплановых исполнителей в диапазоне от Нины Кравиц до Бендика Гиске. А ее последний релиз представляет собой саундтрек к избранным отрывкам из «Книги о Пути жизни» Лао Цзы в переводе Урсулы Ле Гуин. С фон Освальдом Хейло свела всё та же институция Honest Jon’s — здесь в 2015-м увидела свет ее работа «In Situ», вполне созвучная тому саунду, с которым ассоциируется фон Освальд. Можно удивляться сколько угодно, но «импровизационная» сторона ее таланта определенно оказалась ко двору.
Музыкальный нарратив на «Dissent» разбит на «главы», которых всего десять. Еще две дорожки — вступление и эпилог. В общей сложности 75 минут звучания, по нынешним меркам — убийственно долго. Вступительный трек «Preface» звучит мощно и многообещающе. Хейло практикует туманный минимализм, и в сочетании с ритмическим хаосом Кёбберлинга, а также пугающими электронными текстурами и гудящим техно-басом фон Освальда работает он безотказно. Такая музыка будто создана для того, чтобы примирить адептов даб-техно с поклонниками лейбла ECM. То, что звучит на следующих нескольких главах альбома, тоже не разочаровывает: это нервные и местами потусторонние композиции, стиль которых проще всего было бы назвать трип-хопом.
На «Chapter 5» музыканты ускоряются до комфортной отметки в 127 ударов в минуту. Фанковый метроном в руках Кёбберлинга быстро находит прямую бочку, Хейло выдает на клавишных подобие мелодии, которая тут же тонет в пульсирующей электронике фон Освальда. Что-то подобное двадцать с лишним лет назад исполнял Карл Крейг на единственном альбоме проекта Innerzone Orchestra. В какой-то момент на «Dissent» начинается фирменный «массаж частотами» — этим выражением в свое время обозначил музыку трио диджей Рикардо Вильялобос, отвечавший, кстати, за сведение предыдущего альбома проекта.
Ближе к финалу возникает смутное ощущение чрезмерной растянутости происходящего. Избыточный хронометраж — главный недостаток альбома, и грех этот целиком и полностью лежит на совести фон Освальда. Казалось бы, с опытом должно приходить отчетливое понимание, что именно и как ты хочешь сказать публике. Но на «Dissent» музыканты двигаются хаотично и почти интуитивно, что местами заставляет слушателя удивленно поднимать бровь. На «Chapter 10», например, всплывает афро-латинское начало. Благодаря перкуссии трек звучит как настоящий ямайский дабовый ноктюрн, который переходит в «эпилог», трехминутный техно-фрагмент. Он закрывает альбом на довольно странной ноте — как будто участники трио вдруг вспомнили о своей основной аудитории, ждущей плотного индустриального ритма и кислотного нездоровья.
Можно с большой степенью уверенности предположить, что фон Освальд не ставил своей целью записать именно джазовый альбом. Хотя амбиции такие у него есть. Задействуя в прошлом составе трио Тони Аллена, музыкант, надо полагать, вполне осознанно обозначил для проекта этот самый «джазовый» вектор развития, и с приходом Кёбберлинга он был только усилен. Фон Освальд принадлежит к числу тех, кто наглядно и назло многим скептикам доказывает, что электроника с интеллектом — техно, даб или IDM — может звучать как джаз, пусть и в некотором широком понимании. Препарировать этот альбом с точки зрения традиционного джаза бессмысленно, но и описать результат, не употребив слово «джаз», невозможно.
Слушать на Apple Music | Яндекс.Музыка