«Мнение»:
этика джаза

В рубрике «Мнение» наш постоянный автор, музыкант и композитор Юрий Виноградов размышляет об этике джаза.

Музыка, если следовать классическому представлению Гегеля, относится к области культуры — к тому, что называют «объективным духом». В ней, как и в других произведениях искусства и социальных институтах, воплощаются идеи, эмоции и процессы нашего внутреннего мира. Именно поэтому музыка никогда не бывает этически нейтральной — каждое произведение так или иначе отражает определенную картину мира, систему взглядов, трактовку ценностей. В музыке отражается мировоззрение — не мир как объективная совокупность фактов, а точка зрения на мир, позиция.

Cубъективный дух (Geist) — это сплав разума и действия, теории и практики, в котором соединяются разные стороны человеческого сознания. А культура, объективный дух — его материальное воплощение, способ выражения. Поэтому любое творчество, в том числе музыка, — это одновременно результат и мысли, и действия. И высшего выражения действия — нравственного выбора.

Это заметно в джазе. Как и любая музыка, он несет в себе скрытую этику — требование свободы, импровизации, спонтанности, баланса между рациональным и интуитивным, диалога между музыкантами. Джаз предполагает умение слушать друг друга, балансировать между хаосом и порядком, находить гармонию в усложненном и нестабильном «здесь-и-сейчас». Даже без слов он передает ценности: уважение к личности, открытость к неожиданному и смелость нарушать правила, оставаясь в рамках общего языка. Передает стремление к тому, чтобы выразить себя и стать собой, оставаясь понятным для других, изобрести общий язык как крайнее выражение индивидуальности. Даже в своих крайностях джаз всегда о равновесии между коллективным и индивидуальным. Джаз требует не только технического мастерства, но и нравственной чуткости — умения слушать, уважать чужую индивидуальность, находить общий язык.

В скрытом виде любая музыка содержит свою собственную историю— и историю своих создателей. Джаз родился как сопротивление несправедливости, расовому угнетению афроамериканцев, как попытка создать пространство, где возможна свободная игра ума и открытый разговор между людьми сходного опыта, которые испытывают колоссальное социальное давление. Джаз был попыткой утвердить и выразить себя тогда, когда обстоятельства стирают тебя из социальной жизни. Поэтому до сих пор джаз даже в коммерциализированной и профессионализированной форме сохраняет потенциал как музыка, способная к сопротивлению. Сопротивлению личности перед лицом обстоятельств и общественного давления.

Конечно, джаз бывает очень разным — по форме, строению, контексту и бэкграунду, что влияет на его зашифрованное этическое послание. Афрофутуризм Сан Ра, постбоп Чарльза Мингуса или музыка Бенни Гудмана подразумевают различные нравственные послания, от неприкрытой идеологии до ценности чисто эстетического наслаждения. Однако чаще всего этические ценности джаза проистекают из объективной организации этой музыки, из импровизации и свободы в отношении к правилам, которые свойственны для любого джаза.

Дух, по Гегелю, обретает свои формы в диалектическом движении — в историчном процессе борьбы и синтеза противоречий. Джаз тоже представляет из себя диалектику, «любовную борьбу», в нем из конфликта рождается целостность, из различия — единство. И это стремление к объединению различного, множественного в едином потоке — скрытая, но несомненная этика джаза.


 

Об авторе

Юрий Виноградов

Музыкант-импровизатор, саунд-продюсер и историк философии. Ведет Telegram-канал «Механика звука». Музыка на Bandcamp: Yuri Vinogradov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии