Pat Metheny
«Side-Eye NYC (V1.IV)»
(Modern, 2021)

В одном из интервью Пэт Метини сказал: «Сегодня я в основном слышу гитаристов, которые звучат как смесь меня с Джоном Скофилдом и Биллом Фризеллом». В его словах нет кокетства: последние лет сорок именно эта «большая тройка» определяет путь развития джазовой гитары. И если жесткая, задиристая манера Скофилда по большей части тяготеет к джаз-фанку и блюзу, а Фризелл ищет корни в фольклоре и тщательно подбирает каждую ноту, то стиль Метини — это деликатное звукоизвлечение и исключительный мелодизм в импровизациях.

Творческий путь Пэта Метини начался рано: в двенадцать лет он получил в подарок свою первую гитару, а уже в пятнадцать — стипендию журнала «DownBeat» для обучения у венгерского джазового гитариста Аттилы Золлера. В те годы юный Метини, по собственному признанию, заслушивался музыкой The Beatles, альбомом Майлза Дэвиса «Four & More» и пластинкой Уэса Монтгомери «Smokin’ at the Half Note». Вскоре молодой гитарист начнет записывать собственные жанрообразующие альбомы и собирать десятки «Грэмми» в таких разных категориях, как «Лучший джазовый инструментальный альбом», «Лучшее инструментальное рок-исполнение», «Лучший альбом нью-эйдж» или «Лучшее инструментальное кантри-исполнение». А в 2021 году Библиотека Конгресса США включит сольный дебют Метини — изданный лейблом ECM альбом «Bright Size Life» (1976) — в Национальный реестр аудиозаписей, официально подтвердив культурное, историческое и эстетическое значение этой работы.

Проект Side-Eye Trio гитарист создал в 2016 году. По замыслу Метини, задача этого ансамбля — свежим взором окинуть традиционный формат органного трио (название «side-eye» переводится как «взгляд искоса»). Единственным постоянным участником останется сам Пэт, а других ждет ротация, но всякий раз это будет «молодая кровь» — музыканты нового поколения, способные хорошенько покопаться в джазовом наследии, уснастив его нетривиальными идеями. В Side-Eye Trio первого созыва вошли клавишник Джеймс Фрэнсис и барабанщик Маркус Гилмор, которые, несмотря на возраст (Фрэнсису на момент записи было всего 24 года), уже стали признанными мастерами. 

А теперь пристегните ремни: альбом «Side-Eye NYC (V1.IV)» — это головокружительный вояж между стилями, жанрами и эпохами.

Трио с акробатической легкостью перелетает от нового фьюжн-боевика Метини «It Starts When We Disappear» (где гитарист использует оркестрион — несколько связанных между собой музыкальных инструментов, управляемых при помощи специального контроллера), к «Better Days Ahead», которая в аранжировке Джеймса Фрэнсиса превращается из восьмидесятнической самбы в балладу, а следом — к бесхитростно свингующему хард-бопу «Timeline». В «Bright Size Life» и «Sirabhorn» Фрэнсис блистательно подражает (насколько это возможно на клавишных) манере и фразировке басиста Джако Пасториуса, участвовавшего в записи дебютной пластинки Пэта. 

Будет здесь и роковый драйв («Lodger»), и фирменный абстрактный фьюжн Метини с гитарным синтезатором («Zenith Blue»), и даже обращение к джазовому авангарду конца 50-х («Turnaround» Орнетта Коулмана). 

В целом же этот альбом — отличная демонстрация того, что Пэт Метини не стал прижизненным памятником самому себе, а до сих пор сохраняет юношеский задор и способность удивлять.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Лев Боровков

Сооснователь JAZZIST. Специалист по авторскому праву. Заигрывал с джазом в школьной группе (к счастью, записи не сохранились). Автор Telegram-канала The Lost Chords.

Читать комментарии

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии