Петербургский лейбл Rainy Days открывает очередной дождливый сезон релизом американской пианистки и вокалистки Рэйчел Экрот. Это не первый раз, когда он предоставляет свою издательскую площадку иностранным исполнителям. В мае 2021 года лейбл успешно выпустил альбом пианиста Бенито Гонсалеса «Sing to the World», сделав подарок многим любителям традиционного джазового звучания. С «The Garden» Rainy Days вступает на более опасную, но, безусловно, интересную территорию — и эта запись определенно должна открыть новую главу в его истории.
Связующим звеном между российским лейблом и Рэйчел Экрот стал ее партнер в жизни и в музыке — басист Тим Лефейв. Его можно услышать на отличном прошлогоднем альбоме «Disrespectful» проекта JZ Replacement — дуэта саксофониста Жени Стригалева и британского барабанщика Джейми Мюррея. Вышедшая в разгар пандемии и потому оставшаяся для многих незамеченной, та пластинка стала, пожалуй, одним из самых захватывающих и экспериментальных релизов Rainy Days. На «The Garden» градус экспериментов только повышается: джаз здесь — всего лишь один из главных компонентов, и альбом можно смело советовать любителям кросс-жанровых пересечений.
Для Экрот, которая сама пишет песни и исполняет партии клавишных, эта работа стала уже третьим лонгплеем в карьере. Альбом был придуман и записан во время прошлогоднего локдауна в саду загородного дома в Аризоне, где живут Экрот и Лефейв. Тут стоит отметить, что для Лефейва джаз и околоджазовая музыка — лишь одна из сфер творчества. У этого востребованного басиста совершенно удивительный послужной список: он играл с элитой американской и мировой рок-, поп- и джазовой сцен — Элвисом Костелло, Стингом, гитаристом Уэйном Кранцем, саксофонистом Крисом Поттером, пианистом Ури Кейном и десятками других топовых музыкантов. Лефейв участвовал в работе над музыкой к фильму Мартина Скорсезе «Отступники» и сериалу «Клану Сопрано», его бас-гитара звучит на последнем альбоме Дэвида Боуи «Blackstar». На таком фоне его джазовая активность — альбом стандартов «The Blackbird Sessions, Vol. 1», записанный дуэтом с Экрот и выпущенный в начале года, а теперь еще и «The Garden» — вызывает большую симпатию.
Гитарные партии на «The Garden» обеспечивает Нир Фелдер, за саксофоны отвечают Донни Маккаслин и москвич Андрей Красильников (запись его собственного альбома также в ближайшей повестке Rainy Days), на модульных синтезаторах играет Остин Уайт, а ритм-секцию составили барабанщик Кристиан Юман и Лефейв. Звучание альбома строится вокруг синтезаторов, которые Экрот в этот раз предпочла акустике. Именно они послужили «скелетом», вокруг которого вырастает «The Garden»: в записи были использованы такие аппараты, как Prophet 6, Yamaha CP 70 и Korg Minilogue.
Пластинка открывается футуристичной композицией «Dracaena» — джазовой мелодией, наложенной на практически хип-хоповый бит, которая по ходу пьесы превращается в захватывающую битву между саксофонами и синтезаторами. Подобную музыку мы привыкли слышать от людей вроде Jameszoo или скандинавов из обоймы лейбла We Jazz. Кросс-жанровые пересечения получают развитие в инструментальных вещах «Under a Fig Tree» и «Low Hanging Fruit»: музыка балансирует где-то между джазом и IDM, сыгранной вживую. В четвертом треке «Dried Up Roots» Экрот поет, и эта странная «баллада» — несомненно одна из главных лирических удач альбома. Здесь Рэйчел и ее команда отступают от джаза в сторону построкового и даже трип-хопового саунда, а депрессивный вокал напоминает интонации Андрейи Триана, Роузи Лоу или даже Бет Гиббонс.
Композиция «Oil», выбранная в качестве первого выпущенного сингла и главного тизера к альбому, также как будто бы не совсем про джаз. Этот эпический номер звучит практически как стадионный рок-боевик. В постбоповом номере «Vines» дымный свинг стремительно теряет координацию движений ближе к середине, но всё же приходит в себя благодаря спасительной ритм-секции. «Black Eyed Susan» — меланхолический офф-бит, отданный на откуп саксофонистам; из остальной команды здесь остались только синтезаторы, создающие плотный эмбиентный фон для Красильникова и Маккаслина. Заглавная вещь «The Garden» представляет весь альбом в миниатюре: это лиричный «джаз-не-джаз», полный сюрпризов, светлой грусти и блестящего исполнительского мастерства.
Пластинка «The Garden» может удивить тех, кто поспешил записать продукцию Rainy Days в разряд традиционалистского джаза. Этот альбом — большой успех российского лейбла, с которым его можно и нужно поздравить.
Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer