Superimpose
with John Butcher, Sofia Jernberg & Nate Wooley
(Inexhaustible Editions, 2021)

Рейтинг: 4.5 из 5.

Superimpose — дуэт тромбониста Маттиаса Мюллера и барабанщика Кристиана Мариена из Германии. Собравшись в 2005-м, первый альбом они записали в 2006-м, а недавно подоспел и четвертый. Таким образом, они работают вместе уже более пятнадцати лет, что для импровизационных составов — немалый срок. Один из основных вопросов в этом деле: как не потерять свежесть, когда прекрасно знаешь манеру игры партнера и его образ мыслей? Их новая работа, тройной альбом, — один из способов попытаться найти ответ с помощью приглашенных музыкантов. При этом сразу же возникает следующий вопрос: можно ли сохранить характерный саунд дуэта, если привлечь кого-то извне?

Сначала — на первой пластинке альбома — в дело вступает британский саксофонист Джон Бутчер, одна из знаковых фигур свободной импровизации и электроакустики. Трио Бутчер — Мюллер — Мариен заметно наследует британской школе свободной импровизации, зачинателями которой были гитарист Дерек Бэйли, саксофонист Эван Паркер, тромбонист Пол Резерфорд и другие. Бутчер моложе и представляет второе поколение, но его отличие от многих коллег — в количестве и разнообразии международных проектов. Достаточно вспомнить камерный компонированный импров коллектива Polwechsel, редукционистские электроакустические альбомы с японцами, фри-джазовую коллаборацию с португальцами Red Trio, а также работу с пространством и акустикой разных мест. С Superimpose Джон раньше не играл, но его опыт позволяет с ходу ориентироваться практически в любой ситуации. Так вот, возвращаясь к британской школе: перед нами отличный образец ее современного звучания, в котором сошлись и легкость исполнения, и активный обмен мыслями, и органичные переходы от одной темы к другой.

На втором диске к Мюллеру и Мариену присоединяется шведская вокалистка эфиопского происхождения Софья Йернберг, многим известная как участница Fire! Orchestra Матса Густафссона. С ней у Superimpose получается лаконичная и порой немногословная музыка с меньшим количеством прямого взаимодействия — и большим количеством пауз, заполняющих музыкальное пространство. Используя «мелкие» звуки ударной установки и шипение тромбона, Мариен и Мюллер создают уютную атмосферу для преимущественно негромких партий Йернберг. Иногда инициативу берет на себя немецкий дуэт, и в эти моменты наглядно проявляется его саунд, сухой и необычный ввиду неординарного сочетания инструментов. Когда же София солирует а капелла, необычный тембр ее голоса раскрывается в полной мере. Музыка этого состава хрупка. К ней следует прислушаться, чтобы не упустить важное.

Американский трубач Нэйт Вули, композитор, импровизатор и главный редактор издания Sound American, вступает на третьей пластинке и вновь меняет настроение и поначалу словно замедляет музыку Superimpose: Мариен занимается созданием продолжительных текстур на тарелках, Мюллер гудит, сам же Нэйт выстраивает партию из точечных звуков дыхания разных видов. Однако затем музыка заметно разгоняется, и трио практически доходит до фри-джаза, хоть и камерного. Такая манера в целом характерна для заокеанских импровизаторов, многие из которых имеют за плечами джазовый бэкграунд. Это не проявляется явно и прямолинейно в виде джазовых фраз или ритмов, но склонность к более активной игре исходит именно оттуда. Впрочем, никто из троих не заигрывается и не теряет общее направление движения пьес. Кристиан чаще, чем в двух других трио, задействует всю установку, а Маттиас и Нэйт то и дело играют в пинг-понг, передавая друг другу инициативу; причина этого, пожалуй, в схожести тембров медных инструментов: велик соблазн мимикрировать под звуки партнера.

Мюллер и Мариен — опытные музыканты, по большей части занимающиеся неидеоматической импровизацией с поправкой на нынешние времена, которые пропитаны знаниями и умениями в области электроакустики и редукционизма. Всё это они и показывают на своем последнем альбоме, скрупулезно исследуя разные музыкальные территории при помощи приглашенных гостей. Оставаясь в рамках своих идиом и заготовок, дуэт реагирует и меняется под каждого гостя, а тот, в свою очередь, не столько солирует, сколько добавляет красок, образуя вместе с Superimpose полноценное трио. Следить за разными стратегиями игры — сплошное удовольствие!


Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии