Teufelskeller
«Teufelskeller»
(WV Sorcerer, 2022)

Интересно, какая музыка звучит в аду? Насколько она навязчива, агрессивна и убийственна, какие чувства вызывает и как глубоко проникает в голову? Можно долго фантазировать на этот счет. Свою версию звуков ада предлагает на дебютной пластинке российское по происхождению трио TEUFELSKELLER (музыканты настаивают, что название пишется исключительно большими буквами; в тексте рецензии мы им угодим). Недаром это слово переводится с немецкого языка как «погреб дьявола». Как известно, дьявол — персонаж брутальный, а значит и в его подполе должен звучат нойзойливый фри-джаз от святой троицы российской экспериментальной музыки.

Трио появилось почти два года назад, когда саксофонист ноу-джаз группы «Бром» Антон Пономарёв решил поиграть мускулами и заняться куда более экстремальной музыкой, чем прежде. Для реализации мечты Антон позвал к себе в команду басиста Константина Королёва, участника нижегородских блэк-метал-групп PASSÉISME, Magik Black и Paroxysm Unit. Пономарёв искренне считает Королёва лучшим российским басистом, тем музыкальным партнером, с которым точно можно вылететь в звуковой космос. Барабанщиком нового проекта стал Андрей Ким, участник коллективов «Злурад», Drumazhur и «Искромёт», известных экстремальным звучанием ударных.

Сыгрались ребята стремительно. На выходе получился колючий, шумный и угрожающий спид-джаз. После нескольких репетиций и единственного концерта музыканты отправились в студию, в которой провели один день. Из 12 часов  записанного материала было отобрано сорок самых выразительных минут. Они и легли в основу дебютного альбома, изданного на франко-китайском лейбле WV Sorcerer Productions.

Автору этого текста посчастливилось побывать на самом первом концерте TEUFELSKELLER, после которого он ушел домой с заложенными ушами и больной головой. Дело было в московском клубе «Вип» в феврале 2021 года. В тот день группа с самых первых секунд взяла высокий ритм и беспощадно на протяжении часа и без единой паузы валила на слушателя агрессивную и токсичную «фряху», спрятаться от которой было некуда. Сложно предположить, сколько потов сошло с музыкантов в студии, но результат этой работы в записанной версии кажется куда более впечатляющим и благозвучным. Для начала дебютный альбом разделен на четыре композиции, что делает его куда более доступным для слушателей, чем живые перформансы. Пономарёв «валит мясо», ревет и стонет. Кажется, от этой натуги у него лопнут стекла очков или же он попросту задохнется от нехватки воздуха. Королёв не отстает в звуковой истерике: он настолько технично и быстро перебирает пальцами по струнам баса, что кажется, будто у него их двадцать. Его саунд заполняет все углы альбома как безразмерная воздушная подушка. Андрей Ким дополняет общий шабаш невероятно тонкой и артикулированной дробью — не пропуская ни одного восклицания Пономарёва и Королёва, он доводит их до максимальной точки кипения. Иногда кажется, что это звучит вовсе не барабанная установка, а камнепад из больших глыб и микроскопических камушков.

Однако при всей своей настырности альбом не может удивить сюжетом. Иногда кажется, что звуковой алфавит TEUFELSKELLER ограничен десятью буквами. Пластинка звучит чрезвычайно буквально и серьезно, она не пропускает в себя шутки извне — например, обстановку могла бы разрядить секунда свинга или откровенного кашля. Но нет, она агонизирует до самого конца. Впрочем, кто сказал, что в подвале Дьявола должно быть хоть как-то комфортно?


Об авторе

Евгений Галочкин

Сооснователь лейбла «ТОПОТ» и фестиваля новой экспериментальной и импровизационной музыки «Рихтерфест».

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии