Лондонский импринт Jazzman продолжает свою серию, посвященную спиричуэл-джазу — огромному музыкальному пласту, который за полвека с лишним своего существования превратился в сложное и глобальное явление в музыке. Этот стиль вышел из церковных песнопений чернокожих, созрел благодаря визионерству Джона и Элис Колтрейнов, Сан Ра и Фэроу Сандерса, вобрал в себя возможности модального джаза, идеологию афроцентризма и религиозные практики Востока и Запада.
Куратором серии является босс Jazzman Джеральд Шорт — коллекционер и торговец пластинками с огромным стажем и внушительными связями по всей планете. Каждый раз он проделывает энциклопедическую работу в поиске, изучении и переиздании редких записей. Для каждой части «Spiritual Jazz» выбирается тема: это может быть, например, конкретный лейбл (отдельные выпуски были посвящены каталогам Blue Note, Prestige и SteepleChase), регион (в фокус уже попадали Америка, Япония, Африка, Европа), даже вероисповедание (имеется выпуск об исламском джазе). Одним из интереснейших эпизодов серии стала компиляция «Spiritual Jazz 6», посвященная вокальным композициям. В ней наглядно была показана разница между общедоступным коммерческим соул-джазом и политически и религиозно мотивированным, зачастую сложным для восприятия «духовным» джазом.
Предыдущие двенадцать частей серии разбирали наследие прошлого. Они охватывали редкую и частично забытую музыку, созданную с 50-х по 80-е годы прошлого столетия. На этот раз составители сборника решили обратить внимание на текущий момент: вся музыка на компиляции была написана в XXI веке. На обложке — целая россыпь замечательных имен, от ветеранов вроде Идриса Акамура и Стива Рейда до новых героев последних лет вроде Макайи Маккрейвена и Шабаки Хатчингса. Примечательно, что из всего наследия Стива Рейда в сборник попала именно композиция «For Coltrane» 2005 года. На ней за электронику отвечал Киран Хебден, известный как Four Tet (вместе они с Рейдом записали несколько студийных и концертных альбомов). Очевидно, такой выбор был сделан намеренно, чтобы еще раз подчеркнуть, что спиричуэл-джаз не стоит на месте.
Разумеется, очень многие музыканты на «Spiritual Jazz 13: NOW!» обращаются за вдохновением к Африке. Бельгийский квинтет Black Flower изучает эфиопские традиции, в опусе калифорнийского экспериментатора Дэррила Йокли разносится эхо песков Сахары. Одни из самых ярких моментов — «The Black Ark» британского саксофониста Нэта Бёрчелла и космический спиричуэл-гимн «Sounds Like Now» чикагского аудиовизуального артиста Дэймона Локса. Финская и скандинавская джазовые сцены отлично представлены музыкой Oiro Pena, Теэму Окерблома, Йонаса Кулхаммара и коллаборацией Джими Тенора и Kabu Kabu. И это далеко не всё.
Сборник вышел в двух частях — в общей сложности 24 трека — и, как и прочие представители серии, замечательно оформлен сопроводительным текстом и фотографиями. Ничто не мешает начать с этого выпуска знакомство со всей серией «Spiritual Jazz», если она вдруг каким-то образом прошла мимо ваших музыкальных радаров. Составителям удалось показать новый джаз под очень особенным углом. При прослушивании становится ясно, что представленная на сборнике музыка — лишь верхушка огромного айсберга спиричуэл-джаза. Но вполне себе репрезентативная верхушка, которая отлично демонстрирует масштабность и многообразие этого стиля.
Слушать альбом:
Bandcamp (часть1) | Bandcamp (часть 2)