Yvonnick Prené
& Geoffrey Keezer
«Jobim’s World»
(Sunnyside, 2024)

В отличие от блюзовой диатонической губной гармоники, хроматический вариант этого инструмента дает исполнителю больше возможностей, но и играть на хроматической гармонике существенно сложнее. В джазе, как правило, используют именно хроматическую гармонику. Не часто: это какой-то «не родной» для музыки афроамериканского происхождения инструмент. Неслучайно большинство мастеров этого инструмента — европейцы, хотя многие живут и работают в США. И вообще круг исполнителей на хроматической губной гармонике всегда был весьма и весьма узок. Долгое время безоговорочным королем этого инструмента в джазе считался блистательный бельгиец Тутс Тилеманс. После его смерти уже не столь безоговорочно владельцем титула можно считать немца голландского происхождения Хендрика Мёркенса, который давно работает в США. Среди других ярких мастеров хроматической губной гармоники можно вспомнить американо-швейцарца Грегуара Маре, итальянца Бруно Де Филиппи, россиянина Максима Некрасова и французского музыканта Ивонника Прене, одного из героев этого текста.

Ивонник родился в Париже. До того как окончательно остановиться на хроматической губной гармонике, он играл на гитаре и на диатонической губной гармонике. Уже в 17 лет он начал профессионально выступать в парижских клубах. Активная практическая игра не помешала Прене получить солидное образование в Сорбонне и целом ряде американских вузов. Уже много лет Ивонник Прене работает преимущественно в Штатах. Список его партнеров столь же длинен, сколь и разнообразен: тут и Питер Бернстайн, и Вик Юрис, и Айра Коулман, и Мино Синелю, и Дэйна Холл, и Гилад Хексельман, и многие другие. Под новый проект Прене пригласил к сотрудничеству известного и весьма востребованного джазового пианиста Джеффри Кизера, преподавателя Джульярдской школы, в разные годы партнера Арта Блэйки, Арта Фармера, Крисчена Макбрайда и автора большого числа собственных проектов.

И выбор формата нового проекта, и выбор партнера, и, наконец, тематика задуманного альбома показались мне очень продуманными. Губная гармоника — инструмент «негромкий», ей противопоказаны большие составы, если, конечно, речь не идет о выступлении гармошечника в качестве приглашенного солиста. Ее стихия — составы камерные, и дуэт в этом смысле — формат идеальный. Кизер — очень опытный профессионал, прекрасно знакомый в числе прочего и с латиноамериканской, бразильской в данном случае, музыкой. Альбом «Jobim’s World» — это глубокое погружение в мир бразильской музыки, музыки Жобима и его последователей, и здесь голос хроматической губной гармоники очень уместен. В звучании этого латиноевропейского по преимуществу инструмента хорошо ощутимы грусть и щемящее чувство печали, что как нельзя лучше сближает его с характерным бразильским «саудаде», трудно определяемым (та же проблема, что и с понятием «свинг») чувством томления и светлой грусти, неизменно присутствующим и в музыке шоро, и в босса-нове, главным представителем которой был и остается Антонио Карлос Жобим, и в народной музыке фаду, распространенной по другую сторону Атлантики, в бывшей бразильской метрополии Португалии.

Прене и Кизер не побоялись включить в программу самые знаменитые, давно превратившиеся в джазовые стандарты и известные, наверное, в сотнях интерпретаций пьесы Жобима: «Triste», «The Girl from Ipanema», «Desafinado».

Одни из их версий понравились мне больше («Triste»), другие меньше («The Girl from Ipanema»), но это субъективное впечатление. В целом же Прене и Кизер пополнили список версий этих эвергринов своими необычными вариантами. Но альбом называется не «Jobim», а «Jobim’s World», и его тематика шире стандартного трибьюта. И поэтому в программе мы видим композицию Пиксингиньи и Бенедито Ласерды «Proezas De Solon» — очень интересную композицию, где гармоника Прене достойно поддерживает быстрый темп, заданный фортепиано Кизера, а также балладу карибского автора Анри Сальвадора «Dans mon île». Наконец, третья группа треков этого небольшого по объему альбома —собственные сочинения Ивонника Прене, созданные на основе музыки Жобима. Так, «Vagues à Lames», где слышны блюзовые нотки, он написал под впечатлением от «Wave», а «Too Many Notes» уже названием отсылает к очень известной композиции Жобима «One Note Samba».

Мир Жобима в интерпретации Прене и Кизера заиграл новыми красками, за что Ивонника и Джеффри можно только поблагодарить. Этот альбом позволяет оценить, сколь креативным может быть звучание хроматической губной гармоники от одного из лучших в мире мастеров этого инструмента.


Слушать на Bandcamp

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии