Alex Sipiagin «Ascent to the Blues» (Posi-Tone, 2022) | Джазист |

Alex Sipiagin
«Ascent to the Blues»
(Posi-Tone, 2022)

16 и 17 сентября 2021 года в одной из студий Бруклина собралось пятеро музыкантов, чтобы записать альбом одного из них, саксофониста Диего Риверы, под названием «Mestizo». Эти же пятеро музыкантов появились в той же студии еще днем раньше, и 15–16 сентября уже записали альбом, где лидером, составителем программы и композитором ряда пьес был другой участник квинтета — трубач Алекс Сипягин. Американский мексиканец Ривера (тенор-саксофон), американский японец Арт Хирахара (фортепиано), темнокожий ударник Руди Ройстон, а вместе с ними ровесник и земляк Сипягина, американский русский Борис Козлов (бас) вместе с лидером бэнда участвовали в записи альбома, который Алекс назвал строго и чуть высокопарно — «Ascent to the Blues» («Восхождение к блюзу»).

Сипягин и Козлов родились в СССР. В отличие от москвича Козлова, Сипягин родился в Ярославле, а в Москве, уже отслужив в армии, учился в Гнесинке. Он успел проявить себя как талантливый трубач на родине, но в 1990 году 23-летний Сипягин перебирается в Штаты, и после этого из Александра навсегда превращается в Алекса. За тридцать с лишним лет Алекс пустил в американскую землю прочные корни. Здесь он создал семью, причем истинно джазовую: его супруга, актриса и певица Мандей Мичиру — дочь пианистки Тошико Акиоши и саксофониста Чарли Мариано, а также падчерица cаксофониста и флейтиста Лью Табакина. Но главное, Алекс Сипягин уверенно вошел в топ-группу лучших трубачей мирового джаза, стал желанным партнером для самых ярких звезд и записал почти два десятка первоклассных собственных альбомов («Ascent to the Blues» — девятнадцатый в его дискографии). Если говорить о постсоветской джазовой диаспоре в Штатах, то по масштабу успехов рядом с ним можно поставить разве что Валерия Пономарёва (тоже трубача, игравшего в The Jazz Messengers Арта Блэйки) и, возможно, Игоря Бутмана, чья творческая жизнь уже давно больше связана с Россией. Алекс Сипягин тоже не забывает родину, не раз гастролировал в России, и мне однажды посчастливилось слушать его живьем в Минске в период, когда до событий 2020 года у нас проводился ежегодный опен-эйр «Джазовые вечера у Ратуши».

Альбом «Ascent to the Blues» — именины сердца прежде всего для тех, кто любит постбоповый мейнстрим. Сипягин всю жизнь работает в этом направлении, и я не помню за ним каких-то вылазок в направлении авангарда или более традиционного джаза. Кстати, и лейбл Posi-Tone позиционирует себя как издатель именно такого джаза. Для Алекса это уже второй альбом с логотипом Posi-Tone, и выдержан он именно в постбоповом ключе. В программе можно найти пьесы Вуди Шоу («Blues for Wood») и Уэйна Шортера («Infant Eyes», «Twelve More Bars to Go»), но большую часть композиций сочинил сам Сипягин. Особенно хочется выделить «Novgorod Bells», известную пьесу, которую Алекс впервые записал еще в 1998 году на альбоме «Images». Сейчас он исполнил эту вещь в более коротком варианте, но даже девяти минут звучания оказалось достаточно, чтобы она стала самой длинной на альбоме. Отмечу и стартовую «Dolphin’s View», своим названием явно отсылающую к пьесе Херби Хэнкока «Dolphin Dance». Это единственный трек, где Борис Козлов играет не на контрабасе, а на бас-гитаре. Электричество и акустика на альбоме представлены примерно поровну за счет партий, которые Арт Хирахара исполняет то на фортепиано, то на Fender Rhodes. А в «центр» каждой композиции попадает дуэт Ривера — Сипягин, причем в паре треков более лиричного содержания Алекс переходит на флюгельгорн. А блюз…

Блюз действительно проходит красной нитью через весь альбом. Сипягин и его партнеры очень убедительно показывают, сколько творческой энергии можно найти в этой старой доброй музыке.


Слушать на Bandcamp

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии