Ockham’s Blazer
«Ockham’s Blazer»
(Fake Four Inc., 2022)

Коллектив Ockham’s Blazer называет себя номад-джаз-группой, поскольку его участники живут в разных странах на разных континентах. Его история началась на панк-концерте в Вене, где местная команда PRAQ! встретилась с дуэтом нью-йоркского MC PremRock и битмейкера из Торонто Фреш Килз. К этой компании присоединился еще один канадец, саксофонист Энтони Ринальди. Найдя общий музыкальный язык на стыке джаза, хип-хопа и электронной музыки, эти разноплановые исполнители начали совместную работу в разных коллаборациях и в итоге образовали новую группу, а их джемы оформились в дебютный альбом на симпатичном независимом лейбле Fake Four Inc.

В состав Ockham’s Blazer входят уже упомянутые ПремРок (вокал), Фреш Килз (биты) и Энтони Ринальди (баритон-саксофон), а также Гвидо Спанноччи (альт-саксофон), Джулиан Преуски (труба), Джулиан Скоун (ударные) и продюсер/клавишник Кристоф Матека. За плечами одних музыкантов — работа с инди- и электро-джазовыми командами, другие разрабатывают нишу абстрактного хип-хопа, а в таком составе их подходы успешно ищут точки пересечения.

Альбом стартует коротким джазовым интро с солирующими духовыми, а затем сразу переходит к битам и речитативу под синтезаторное стрекотание. Сразу обращает на себя внимание комбинация электронных и живых ударных — «настоящая» перкуссия усиливает грув, создаваемый рэпом ПремРока, но не пытается оттянуть на себя внимание, что нередко случается при попытках положить читку на командную игру. Здесь всё звучит как нужно, музыканты не мешают MC и не перебивают его своими импровизациями. Вместо этого они играют короткие закольцованные фразы, вживую имитируя хип-хоповые лупы — в результате получается очень эффектный качающий звук. Группа работает без басиста — ритм-секцию составляют перкуссионист и электроника. Скоун играет не совсем в джазовой манере: изящному синкопированию он зачастую предпочитает разухабистые брейк-биты, а то и вовсе прямую бочку. Грув здесь превыше всего, но, когда нужно, ритмические партии становятся более изощренными.

Ограничиваться ролью аккомпаниаторов для рэпера группа, конечно, не собирается, но и ждать от нее развернутых импровизаций тоже не стоит, да и соло здесь присутствуют в очень умеренных количествах. Даже когда группа играет почти без вокала, у нее получается практически смуз-джаз. Показательный пример — инструментальная композиция «Carpe Cortado», мрачноватая степенная поступь которой чем-то напоминает о патриархах дарк-джаза Bohren & der Club of Gore; это явно не та музыка, которая котируется в элитистских джазовых кругах. В то же время она довольно хитро устроена: композиции могут резко менять темп и настроение, выдавать сложные инструментальные фигуры, имитировать «заедающую» глитчевую электронику и так далее. Не стоит забывать и о том, что чаще всего это происходит во взаимодействии с MC и битмейкером — от обеих сторон здесь требуется большая гибкость и виртуозность, которые они с достоинством демонстрируют. Прекрасно проработан и саунд: он насыщен всевозможными интересными деталями и тембрами — от привычных электроорганов до более экзотичных «восьмибитных» звуков, а также различными эффектами, накладываемыми на партии акустических инструментов.

В результате получается музыка, постоянно находящаяся в движении, делающая всевозможные твисты, не желающая повторяться и неизменно удерживающая внимание. Наверное, ее джазовая составляющая проявляется именно в этом. И да, здесь столько грува, что об этом стоит повторить в очередной раз. Прекрасный релиз для любителей как инди-джаза, так и всевозможных арт-форм современного хип-хопа.


Слушать на VK Музыка | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

 

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии